22:40, 18 января 2011
«Для ученых деньги решают не все» «Все они обладатели достаточно престижных премий в сфере физики или математики», - рассказал газете ВЗГЛЯД глава отдела международной деятельности Росмолодежи Михаил Мамонов по поводу группы ученых, прибывающих в Москву. Ученые встретятся с Владиславом Сурковым и Виктором Вексельбергом, чтобы обсудить создание в России центра квантовых технологий. Подробнее… все новости«Все они обладатели достаточно престижных премий в сфере физики или математики», - рассказал газете ВЗГЛЯД глава отдела международной деятельности Росмолодежи Михаил Мамонов по поводу группы ученых, прибывающих в Москву. Ученые встретятся с Владиславом Сурковым и Виктором Вексельбергом, чтобы обсудить создание в России центра квантовых технологий.
В Москву в четверг прибывает группа видных ученых - физиков и математиков: Томмасо Каларко, Джон Дойл, Юджин (Евгений) Демлер и Михаил Лукин, а также нобелевский лауреат по физике 2001 года Вольфганг Кеттерле. В столице они встретятся с первым заместителем главы кремлевской администрации, членом попечительского совета фонда «Сколково» Владиславом Сурковым и президентом этого фонда, председателем совета директоров группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом.
На переговорах, как ожидается, будут обсуждаться возможности сотрудничества ученых со «Сколково», в частности создание в рамках иннограда Международного центра квантовой оптики и квантовых технологий.
Все участники визита пользуются большим авторитетом в ученом мире. Каларко с 2005 года работает главным специалистом в Национальном центре по исследованию конденсата Бозе - Эйнштейна в Тренто (Италия), совмещая эту позицию с исследовательской деятельностью под руководством Михаила Лукина на физическом факультете Гарварда и профессурой в Университете Ульма.
Сам Лукин специализируется на квантовой оптике и атомной физике, квантовых системах из взаимодействующих фотонов, атомов, молекул и электронов. За цикл научных работ в 1999 году удостоен медали Американского оптического общества. В 2001 году стал преподавателем на физическом факультете Гарварда, а в 2004 году стал профессором. Лукин известен нашумевшим опытом о торможении импульсов медленного света. В 2002 году Лукин получил премию Национального научного фонда.
Дойл специализируется на исследовании холодных атомов с использованием буферного газа. В 1991 году получил степень доктора физических наук в Массачусетском технологическом институте (МТИ). Стал профессором физического факультета Гарварда. Его исследовательская группа стала одной из первых, кто приступил к разработкам в области охлаждения атомов.
Специализация Демлера - высокотемпературные суперкондукторы, органические суперкондукторы, квантовые ферромагнетики, антиферромагнетики, ультрахолодные атомы. В 1993 году он защитил диплом в Московском физико-технологическом институте. В 1998 году получил докторскую степень в области теоретической физики в Стэнфорде. В 2001 году в возрасте 27 лет стал одним из самых молодых профессоров Гарварда.
Кстати, 14 декабря прошлого года Демлер участвовал в форуме «Россия, вперед!», где получил свидетельство участника проекта создания инновационного центра «Сколково». Демлер - лауреат премии Йоханеса Гутенберга, премии Национального научного фонда (США) и других наград.
Среди участников делегации будет и нобелевский лауреат Кеттерле. Получив образование в Германии, в 1990 году он переселился в США, чтобы работать над задачей охлаждения лазером. В 2001 году совместно с Эриком Корнеллом и Карлом Виманом был удостоен Нобелевской премии по физике «за экспериментальное наблюдение бозе-эйнштейновской конденсации в разреженных газах атомов щелочных металлов и за первые фундаментальные исследования свойств таких конденсатов».
О том, как ученые планируют сотрудничать с Россией, в частности со «Сколково», газете ВЗГЛЯД рассказал организатор визита, начальник отдела международной деятельности и международных обменов Росмолодежи Михаил Мамонов.
ВЗГЛЯД: Михаил Викторович, кто еще из этой группы, кроме Евгения Демлера, прямо выразил готовность лично переехать в Россию или, по крайней мере, проводить здесь значительное время?
Михаил Мамонов: Подобного рода диалог у нас идет с Михаилом Лукиным. Однако до переговоров с Владиславом Сурковым и Виктором Вексельбергом они не сильно раскрывают свои карты. Многое будет зависеть от итога переговоров. Если все встречи пройдут хорошо, то предполагается, что Лукин существенное время будет работать в России вместе с нобелевским лауреатом Вольфгангом Кеттерле, который будет приезжать в Россию периодически.
ВЗГЛЯД: Будут ли на встречах обсуждаться условия, при которых эти ученые были бы готовы вернуться в Россию, в частности в «Сколково»? Какие условия, кроме оплаты, они выдвигали ранее?
М. М.: Вопросы оплаты, безусловно, встанут. Но это произойдет после того, как будет достигнуто принципиальное понимание. Для ученых играют роль не только деньги. Из вопросов, которые они сформулировали в преддверии встречи, стало ясно, что они хотели бы понять, например, как будет функционировать квантовый центр в системе научно-исследовательских институтов в России. Они хотят понять, какую роль будет играть попечительский совет, как будет формироваться научный директорат центра, как будет обеспечиваться приток других талантливых ученых в этот центр.
И, наконец, будут обсуждаться вопросы, какие ученые мирового уровня могут быть вовлечены в работу российского центра, учитывая тот факт, что сейчас не все готовы сюда приехать на постоянное место жительства. Также на встречах будут обсуждаться возможные международные партнеры такого центра. Условный аналог будущего квантового центра в России - центр ультрахолодных атомов Массачусетского технологического института, которым руководит Джон Дойл.
ВЗГЛЯД: В ноябре Минобрнауки объявило о выделении для российских и зарубежных ученых, обладающим мировым именем, 40 «мегагрантов» на общую сумму 6 млрд рублей. Ожидается ли, что все отмеченные грантами ученые переедут в Россию?
М. М.: Еще прошло немного времени, это непростая работа. Не уверен, что обладатели таких грантов собираются работать в России большую часть времени. Но они могут работать в интересах России и за рубежом. Я, прежде всего, говорю о связке Михаила Лукина и Вольфганга Кеттерле.