Сколково. Без права на ошибку

Nov 09, 2010 11:00

Валерий Якубович


Советы консультанта: Без права на ошибку
Два вопроса преследуют создателей иннограда Сколково: как обеспечить будущим предпринимателям право на ошибку и как определить, в чем заключается успех инициативы.
Читать целиком
Не стали исключением и прошедшие 20-21 октября в Кремниевой долине и Сан-Франциско мероприятия Российско-американского делового совета с соответствующей темой: «От Кремниевой долины до Сколкова: партнерство в сфере инноваций». Несмотря на оптимистичные выступления господ Чубайса и Шварценеггера, публику не покидал скептицизм, особенно ярко проявившийся в этих двух вопросах к россиянам, в первую очередь к руководителю фонда «Сколково» Виктору Вексельбергу.

Вопросы отнюдь не праздные. Первый обусловлен тем, что высокотехнологичное предпринимательство - занятие высокорискованное. И если потери частных инвесторов - их личное дело, то использование денег налогоплательщиков - предмет изнурительной отчетности и повышенного внимания конгресса и правоохранительных органов в США. Открытое признание за предпринимателями Сколкова права на ошибку не может не привлечь известный россиянам тип предпринимателя, цель которого - распилить бюджет, а потому «ошибка» не заставит себя ждать.

Второй вопрос - продолжение первого. Даже если Вексельберг и его команда в фонде «Сколково» добьются признания права на ошибку за индивидуальными предпринимателями, их проект в целом обязан быть успешным. Но как определить критерии успеха?

Ответ г-н Вексельберг начал с того, что конкретные цели и параметры Сколкова будут изменяться по мере реализации проекта, а конечный продукт будет сильно отличаться от того, что предлагается сейчас. По большому счету речь идет о становлении некой предпринимательской среды, которая заживет своей собственной жизнью, а фонд «Сколково» исчерпает свою функцию и отомрет. Понятно, что предлагать российским налогоплательщикам пойти туда, не знаю куда, и создать то, не знаю что, - дело самоубийственное для лидера любой инициативы, тем более вызвавшей такой общественный резонанс. Поэтому глава проекта быстро переключился на более конкретные критерии: количество прибыльных проектов, их выручка и доходность, количество патентов…

Думаю, г-н Вексельберг поторопился. Конечно, предлагаемые количественные индикаторы результативности Сколкова важны. Но не менее важно, как они будут достигнуты. По логике создателей Сколково начнется с посевных проектов, запущенных большими и малыми фирмами и командами пришельцев. Среди наиболее известных глобальных компаний думают открыть там офисы Boeing, Cisco, Nokia, Siemens и др. Ничего нет плохого в том, что в сколковских офисах этих гигантов будут реализовываться прибыльные инновационные проекты. Но рапортовать на основе этого об успехе иннограда Сколково будет преждевременно. Наоборот, постепенно гиганты должны уйти в тень и уступить инициативу индивидуальным участникам посевных проектов, осмелившимся покинуть их теплые офисы и объединиться в новые команды для реализации независимых идей. Такой процесс и будет означать появление самоорганизующейся предпринимательской среды, которую абстрактно обрисовал Вексельберг. Только это не абстракция.

Например, социальная сеть не сводится к многочисленным интернет-сайтам, таким как Facebook или «Одноклассники», хотя и может ими поддерживаться. В применении к Сколкову ее можно определить как совокупность отношений между участниками реализованных там независимых проектов. Результаты исследований экономических социологов, положивших начало изучению сетевых структур в бизнесе, показывают их ключевую роль в успехе инновационных предпринимательских проектов. Индивидуальная репутация предпринимателя, заработанная в предыдущих проектах, быстро распространяется в таких сетях и влияет на возможности его участия в проектах будущих.

Важно, чтобы предпринимательская сеть была открыта общественности. Предприниматели вправе хранить в тайне свои ноу-хау, но кто с кем работает над какими проектами, секретом быть не должно. Открытость позволит и участникам проектов, и общественности скорее отличить честных предпринимателей, своими усилиями заслуживших право на ошибку, от тех, кто ищет возможности распилить бюджет. Глядишь, и прокуратура подумает, прежде чем пошлет в фонд «Сколково» огульный запрос о неудавшихся проектах.

Автор - профессор менеджмента бизнес-школы Вортон Пенсильванского университета

siemens, nokia, Сколково, boeing, Виктор Вексельберг, cisco

Previous post Next post
Up