Это непредставимо, но план мой сработал и я встал по будильнику в заветные 5.59. На улице всё было покрыто инеем и дышалось весьма морозно.
1 с добрым утром, дружище
Спешно утепляюсь, лезу в гору.
2 рассвет над Укоком
3 Укокские рельефы
4
5 Ак-Алаха во всей красе
6 Южный Алтай и Китай за ним
7 там внизу палатка
Было очень хорошо, когда солнце принялось греть, хоть и робко. Плюс сказочные виды, тихая погода... Долго сидел и не мог покинуть это место.
Спускаться решил на другую сторону холма, затем обойти гору и подняться к лагерю. Почти спустившись к реке, я увидел ДЕРЕВЬЯ. Это было неожиданно и произвело на меня неизгладимое впечатление. Похоже, я привык за эту неделю к голым землям Укока и деревья были в диковину.
8 Ак-Алаха и деревья
9
Когда вернулся в лагерь, небо принялась потихоньку, но неотвратимо затягивать белая пелена.
Дальнейших планов я не имел. С одной стороны, обещанный родным срок без связи уже прошёл и понимание этого уже начало вносить водовороты в спокойное течение моего сознания. С другой - уезжать совершенно не хотелось. Плюс, не давала покоя мысль об альтернативном пути выезда с плато через перевал Акколь. Решил пока просто поехать потихоньку в сторону Гусиного озера, а там видно будет.
10 на Бертеке нашёл шпроты, ещё и элитные какие-то %)
Подъезжая к мосту через Ак-Алаху, приметил семейную пару на уазике. Остановился, поговорили, мужик оказался мотоциклистом и надавал мне советов. Соображение заказать сварить канистру профилированную под багажник показалось хорошей мыслью. Пластиковая канистра не надёжна и бывает лопается. Что было бы очень весело в местах подобных этому.
После моста попался какой-то станный суслик - вместо того, чтобы перебежать дорогу перпендикулярно, как это обожают делать его более адекватные аналоги, он побежал от меня вдоль дороги. Я его догнал, он бултыхнулся в лужу и перемазался в грязи. Я сошёл с мота, подошёл, он сначала опять побежал медленно весьма, а потом драматично пал кверху пузом и закатил глаза. И даже задержал дыхание. Надолго выполнять столь качественную имитацию у него не вышло и вскоре снова задышал. Увидев, что в покое его не оставили, драпанул в кусты.
11
12 Музды-Булак
13 спускаюсь к броду через Кара-Чад
Та "эзотерическая" группа уже съехала.
14 перед бродом
Ленюсь снимать сумки и опять набираю воды.
15 на озере Гусином
16
17
18
19
20
21
Тут мною вдруг овладевает странное состояние - резко понимаю, что хочу заночевать уже по ту сторону перевала Тёплый Ключ. Вообще, всё время на плато, меня немного беспокоила перспектива ехать опять этот перевал. Хотя со стороны плато он и проезжается намного проще, чем со стороны Жумалы. И вот тут эти все переживания вылезли и оформились в какое-то неконструктивное настроение "надо отсюда валить".
22 очередной брод
23 очередной брод
24 очередной брод
25
И вот я опять утыкаюсь в самое засадное место дороги на плато.
26 это дорога
Объезжаю его справа, там же, где и в прошлый раз.
Доезжаю до развилки на старый погранпост "Аргамджи" и решаю скататься туда и посмотреть что за дорога идёт на перевал Карсулу. Таким путём можно выехать с плато, через ещё один перевал Акколь.
На заброшенном погранпосте, к своему удивлению, вижу мужиков копающих какую-то яму, поспрашивал насчёт дороги на Акколь, сказали, что не знают.
Теперь жалею, что не спросил чего они там копали.
Проехался километра два дальше, заехал на горку, дальше был спуск в болотистую долинку. Посмотрел карты, сделал вывод, что если ехать через Акколь, то это надо будет сегодня заночевать перед ним, и только завтра штурмовать его. А настрой был уже не тот, чтобы воевать со сложным и неизвестным перевалом, имелось неприятное чувство опаздывания. Кто его знает, возможно, если бы не данное сдуру обещание маме выйти на связь "дней через 5", которые уже истекли, а предстоял ещё обратный путь, всё было бы по-другому.
Посему я открыл шпроты, съел их с фантастическим наслаждением и бесславно попёр обратно.
27 виды с пригорка, район Аргамджи, позади хребет Сайлюгем
28
29 Табын-Богдо-Ола
30
31
32
33
34 Сайлюгем
35 опять броды через Калгуты
36
37
38 в сторону Монголии, вдалеке видно погранзаставу
39
40
41 покидаю плато
Уже смеркается, я нервно взругиваясь мажу цепь перед затяжным подъёмом. Понимаю, что ехать на ночь глядя в перевал - затея так себе, но ничего не могу с собой поделать - хочу проснуться уже по ту сторону перевала.
Доезжаю до единственного, по эту сторону перевала, сложного участка. Единственный то единственный, но очень стрёмный. И вот там падаю. Долго не могу поднять мот, вытекает немного бензина. Потом поднимаю и столь же долго пытаюсь тронуться. Приходится спустить мот немного назад и стартовать уже оттуда. Кстати, спускать мот назад - неординарная задача. Логично стоять с ним рядом, опирая на бедро и потихоньку отпуская передний тормоз, сдавать назад по каменному расколбасу. Но оно не работает. Ибо там настолько круто, что передний тормоз мот не держит, и если не зажимать задний - мот просто валится, срывая переднее колесо.
И вот как оно происходило - сижу на моте с зажатым обоими тормозами, чуть отпускаю их, начинаю ехать. Тут мот переставляет, ибо там щебень и торчащие из него крупные валуны и мне приходится снимать ногу с тормоза, чтобы удержать мот и не уронить, и тут он начинает стремительно херачить вниз, тк переднего тормоза не хватает.
Вобщем, какого-то разумного алгоритма я не нашёл, как это всё эффективно делать. Развернуться передом вниз возможности не было. Потому был ад и ронял мот ещё пару раз, пока спускал его. Уже позже мне подсказали очевидный рабочий алгоритм в таких условиях - включать передачу и использовать сцепление, как задний тормоз, страхуясь обеими ногами.
Наконец, это кончилось и остатки перевала показались асфальтом.
42
43
44
На вершину заехал уже в полутьме, тут Укок показал закатное зарево и мы попрощались
45
Дальше был треш съезжания с перевала в темноте. Впрочем, съезжать это всё же не заезжать, и на этом спасибо.
Но разок я упал, да так удачно, колёсами вверх, что минут 10 не мог поднять мот, упарившись, надорвавшись и уже утратив надежду.
46 вот это место, в центре лужица бензина натекла, а не пот, или иные физиологические жидкости
А затем был какой-то совсем уж лютый и резко опустившийся с неба холод, отмороженные пальцы, ещё один перевал, спуск с него под звёздами к озеру Зерлюколь-Нур, инстинктивный процесс установки палатки в свете фары, быстрый перекус и сон в полной тишине.