Оригинал взят у
rychkoff в
Правила выживания в зоне военного конфликта, часть втораяДанный материал является переосмыслением доступных в сети материалов по выживанию в зоне военного конфликта с учетом опыта последних событий на территории Украины.
Читать первую часть Как покидать зону военных действий
Опытные военные советуют покидать город пешком, но в зависимости от конкретного военного конфликта могут быть разные варианты.
Общественный транспорт
Во-первых, не рассчитывайте, что общественный транспорт будет ходить в условиях войны. Во-вторых, если вам все-таки повезло, и что-то ходит, то настоятельно советую забыть про понятие «регулярные рейсы». Актуальное расписание можно узнать только на вокзале, и то оно будет крайне приблизительным и зависит от обстановки на фронтах, даже если стороны договорились о коридоре для эвакуации мирного населения.
Автобус Днепропетровск-Павлоград-Красноармейск-Донецк в августе этого года
Заминировали дорогу - нет рейсов. Взорвали мост - нет рейсов. Артобстрел - нет рейсов. Захватили блок-пост - нет рейсов. Короче, никакой гарантии, что вы уедите нет. Скажем, я летом лично не мог сутки выехать из Лисичанска на автобусе в сторону Славянска, в итоге добирался на перекладных.
Готовьтесь к тому, что придется ночевать на авто- и жд-вокзале, причем, вполне вероятно, не одни сутки. Очень желательно, чтобы на объекте было действующее бомбоубежище или хотя бы подвал, так как вокзалы тоже могут подвергаться обстрелам.
Бывшая северная автостанция в Лисичанске, пострадавшая в результате военных действий
Не забывайте, что автобус тоже является потенциальной мишенью и от попадания в него никто не застрахован. На войне никто не гарантирует, что у вас получится выжить.
Основной плюс общественного транспорта - он недорого стоит, его не так тщательно досматривают, меньше шансов попасть на мародерство.
Ни в коем случае не пытайтесь покинуть зону военных действий на самолете, даже если аэропорт пока работает.
В подбитом автобусе шансы выжить есть, в сбитом самолете - ни единого.
Совет: если будете пересекать линию фронта на автобусе, лучше сразу после нее пересаживайтесь на местный рейс, к вам будет меньше вопросов на блок-постах.
Расписание автобусов летом этого года на автовокзале Славянска
Такси
Если ездят, то это - очень неплохой способ покинуть зону военных действий. Во-первых, таксисты обычно неплохо знают оперативную обстановку и ездят в безопасное время. Во-вторых, они хорошо знают дороги и могут объехать часть блок-постов, те тоже не на каждой грунтовке будут стоять. В-третьих, у них могут быть договоренности с воюющими сторонами о том, чтобы их не трогали.
Готовьтесь к тому, что таксисты будут брать намного больше, чем в мирное время. Но мы понимаем, что платим таким образом за риск, к тому же водители могут отстегивать долю военным за возможность продолжать свой бизнес.
Очень важный момент: не говорите таксисту ничего лишнего. Вполне вероятно, он может быть завербован или является заинтересованной стороной конфликта. Впрочем, правило «держи язык за зубами» действует в отношении кого угодно, кого вы не знаете или знаете плохо.
Объездная грунтовая дорога в Луганской области, окрестности Северодонецка. На основной дороге был взорван мост.
Свой транспорт
Чем раньше вы покидаете зону военных действий, тем больше шансов у вас уехать своим транспортом. Однако учтите, что сделать это будет не просто.
Правило первое: чем дешевле и проще машина, тем больше шансов, что у вас ее не отожмут на блок-постах или просто по дороге. Старая добрая «шестерка» Жигулей гораздо лучше, чем Mazda 6. Главное, чтобы машина была на ходу и не ломалась часто.
Шансов выехать на внедорожнике - очень мало, так как они «пользуются спросом» у военных. Хорошую машину настоятельно рекомендуется немного побить. Кузовной ремонт обойдется намного дешевле новой машины. Хотя позариться могут и на битое авто.
В прошлом гражданский пикап-внедорожник на службе Национальной гвардии Украины, Славянск.
Отключаем, а лучше всего снимаем видеорегистратор, дабы не вызывать лишних вопросов при проезде блок-постов.
Обязательно имейте с собой бумажные карты дорог. Если навигатор, то недорогой и с загруженными картами. Забудьте про «Яндекс.Навигатор», «Карты Google» и прочее. И все равно берите с собой бумажные карты.
Также в обязательном порядке снимаем любую политическую символику, даже наклейку «Спасибо деду за Победу». Никто не знает, на кого вы можете нарваться.
Крайне рекомендуется иметь в багажнике канистру-другую бензина. Не факт, что вы скоро сможете найти рабочую заправку, и не факт, что на ней будет нужный вам вид топлива. Помните также, что в зоне военного конфликта ГСМ - тоже валюта, причем иной раз куда более ценная, чем золото.
Заправка в зоне АТО летом. Из топлива - только газ.
На крайняк можно попробовать купить топливо у военных. В этом случае лучше, если ваша машина ходит на дизеле.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пытайтесь прорваться через блок-посты. По вам обязательно откроют огонь, а оторваться, как в голливудских боевиках, у вас вряд ли получится. Даже если проскочите в одном месте, сообщат на другой блок-пост, где вас уже примут по полной программе.
Также не пытайтесь объехать блок-посты по полям и проселочным дорогам, если только не знаете хорошо дороги и оперативной обстановки. Некоторые волонтеры с медикаментами пытались по полям проехать с Лисичанска на Первомайск, и их потом не находили. Ни волонтеров, ни медикаментов.
Ездить можно только в светлое время суток. Ночью стреляют по всем без разбора.
Когда попадете на блок-пост, спокойно показывайте все документы. Скажут открыть багажник - откройте. Скажут показать содержимое сумки - показывайте. Скажут разворачиваться - разворачивайтесь и пробуйте выехать другой дорогой. Скажут вылезать из машины и что она теперь больше не ваша - без лишних разговоров отдаете отдаете свое авто, даже если это «свои». Только просите забрать личные вещи, сколько сможете легко унести на себе. Помните, что лучше отдать автомобиль, чем жизнь.
Остатки разбитого блок-поста в окрестностях Кременной (Луганская область).
Если совсем жопа и идут активные военные действия, то покидать город на машине категорически не рекомендуется.
Чем платить
Про карточки и банки сразу забудьте. В зоне военного конфликта офисы банков будут очень быстро закрыты, а банкоматы опустошены и просто отключены. Хотя если успеете снять наличку - вы определенно счастливчик.
Оптимально перевести большую часть наличных средств в «твердую валюту». Скорее всего, в условиях войны, курс национальной валюты будет падать. И чем больше будет масштаб военных действий, тем быстрее он будет лететь вниз.
Так как банки, скорее всего, уже не будут работать, ищите местных менял. Курс у них вполне может показаться грабительским, однако уже завтра может оказаться, что вы совершили выгодную сделку.
Вообще в зоне военных действий рулит натуральный обмен. Котируются оружие и боеприпасы, еда, ГСМ, медикаменты и все то, без чего выживание в текущих условиях ставится под сомнение.
Как сказал один спец, если вам удалось обменять новенький «Мерседес» на АКС74У с парой-тройкой магазинов в ближайшем отделении милиции, вы совершили выгодную сделку.
У солдат и вообще котируются сигареты. Курят очень многие, а достать табачные изделия в зоне военного конфликта бывает непросто. Поэтому не лишне иметь с собой блок-пару сигарет, пускай самых недорогих, даже если вы сами не курите. Единственный минус - занимают много места, зато почти ничего не весят.
Связь
Здесь коротко: не надейтесь, что она будет. В идеале стоит иметь телефон на 3-4 «симки», в котором будут стоять карты всех местных операторов. И все равно не надейтесь, что она будет. Тем более не надейтесь, что будет мобильный интернет. Как правило в зоне военного конфликта операторы, если и будут стараться поддерживать связь, то лишь на минимальном уровне (голосовые звонки и SMS).
Очень полезны могут быть так называемые Travel-SIM. Как правило, они могут ходить в роуминг через любого оператора.
Если вдруг вам повезло и вы являетесь обладателем спутникового телефона, это очень хорошо. Однако такую штуку лучше спрятать подальше и вообще не светить, так как она может вызвать много вопросов, ровно как и рации, которыми лучше открыто не пользоваться.
Кстати говоря, карты оплаты и пакеты подключения единственного оператора, который сохранил связь в зоне военных действий, тоже неплохая валюта. Скажем, есть прецеденты, когда пакеты подключения «Киевстара», которые стоят 15 гривен, в зоне АТО продавались аж по 200.
Продолжение следует...
P.S. Любые дополнения и комментарии приветствуются.