Запись опубликована
Письма о Ташкенте. You can comment here or
there.
Пытаюсь закрепить традицию «Воскресного текста»
Язык воспоминаний - на нем сегодня и не поговоришь.
М. Жванецкий
Описываемые события происходили восемнадцать лет назад. Тогда ТАПОиЧ продал несколько самолетов Ил-76 Китаю, причем китайцы расплатились своими товарами. На завод потянулись десятки составов с этими самыми товарами.
Напомню молодежи или подзабывшим, что полки магазинов были пусты, зарплату задерживали все чаще и на больший срок. Дикая инфляция перечеркивала надежды на планирование покупок. Завод лихорадило всеми болезнями размежевания и спада, если раньше работать на нем считалось престижно, и зарплата была выше, чем на других предприятиях, то теперь все поменялось и лидер индустрии начал потихоньку умирать.
А тут товары. Китайские. Недорогие. Кстати, как это было сложно для завода - принять такое количество товаров (вроде количество составов было под 200, хотя может слухи преувеличили), разгрузить, складировать, охранять, обеспечить распределение и учет, занимались целые подразделения. Так, на отдел или цех выделяли сколько-то пуховиков, плащей, кофточек, профсоюз распределял это по бюро или бригадам. Вот это была эпопея, ни о какой работе два-три года, пока тянулось это действие, речи уже не шла.
В бюро программного управления, в котором я работал, было 12 человек. Профсоюз, выдавая товары, сказал, чтобы коллективы сами его распределяли. Началась веселая жизнь - у каждого были свои понятия о справедливости. Все видели фильм «Гараж» - это мелкая зыбь по сравнению с нашими штормами. Причем, мы все дружили, коллектив был чудесный, и мы выдержали это, довольно непростое и довольно гаденькое испытание. Приведу для желающих основные скандальные вопросы, которые не могут быть разрешены вообще так, чтобы все были довольны.
Давать ли мужчинам женские товары и женщинам мужские?
Имеют ли привилегии кадровые работники, оттрубившие на заводе лет тридцать?
Имеют ли преимущества молодые сотрудники?
Давать ли детские товары работникам, не имеющим своих детей?
Если кто-то получил товар - как меняются его права на получение следующего товара?
Как разрешить противоречие между производственным и социальным статусом, то есть кто имеет приоритет, передовик производства или мать-одиночка?
И еще десятки подобных вопросов с сотнями нюансов каждый. Уверен, что среди читателей всегда найдется организатор, уверенный в том, что он-то уж точно знает, как надо было поступить с железными аргументами. Спешу огорчить - вас бы не поддержали. Вообще эти вопросы неразрешимы аргументацией, логическими построениями и даже нравственными категориями. Вспоминается классический вопрос на засыпку: «Кто больше имеет прав на получение квартиры - пожилые ветераны или молодожены с малыми детьми?». Единственный способ цивилизованный - выработать некоторые правила, такие, что бы каждый бы был, если не доволен, то хотя бы чувствовал себя ущемленным не очень сильно. То есть, каждый должен был не лезть бутылку, а сделать небольшой шаг к консенсусу. (И объяснять дома жене, почему тебе не досталось столь ожидаемое ею покрывало.) И мы с честью справились с этой задачей.
В общем-то, разные дефицитные товары давали и раньше, например, книги, косметику, телевизоры, видеомагнитофоны, но все это распределялось обычным вытягиванием перфокарт с крестиком для счастливцев. Кстати и здесь милые дамы усматривали нарушения и добивались, чтобы разыгрывалась и очередность вытягивания перфокарты, так как, якобы, первые имеют преимущества. Хорошая задача для любителей математики: так ли это?
Когда же товаров стало больше, то появились противники «перфокарт», заявившие, что есть люди, которым все время везет, а есть хронические неудачники, и что надо учитывать прошлые игрища и увеличивать шанс неудачникам.
Была принята в бюро Конвенция. Лучшим математиком бюро была разработана модель, воплотившая ее пожелания, товары учитывались сложным образом пересчетом к эквиваленту, тот, кто получил меньше всех, при последующем получении имел приоритет в выборе товара. Стаж учитывался как показатель степени числа «е» с амортизирующими коэффициентами. Ваш покорный слуга написал программу на Бейсике на СМ-1420, в нее постоянно вносились данные о том, кто чего и сколько получил, на экран выводился список в порядке приоритета для следующего получения. Это давало простор для анализа и интриг типа «Если Надя откажется от плаща, то я пока тоже не буду брать куртку, зато потом будут сапожки и я, если Люда не возьмет…»
Давно это было. Вспоминается как фантастический сон. До сих пор носят заводчане эти узнаваемые плащи и куртки, старый диван у меня оббит китайской тканью. Тушенку же, вспомнил, кстати, кушать было невозможно, кошки тоже от нее отказывались, я продал ее за бесценок соседям-алкашам на закуску.
Вещевой рынок на Кадышева, был завален полотенцами, покрывалами, куртками и пуховиками из китайских товаров, так как многие заводчане сдавали свои товары перекупщикам. Может, что-то попадало, если верить слухам, на базары и минуя рядовых заводчан. А еще было до слез жалко женщин, идущих на работу в одинаковых плащах и в одинаковых куртках, для женщин же это катастрофа. В детсадах целые группы детей ходили в одинаковых китайских курточках.
Из цеха звонят: «Ошибка программы, станок стоит, ждем, пусть Сергей (ведущий инженер по цеху) придет». Ответ: «Он пошел за товаром». «- А вы уже получили пуховики и конфеты? А мы только сапожки…». Ну вы поняли, какая тут может быть работа, когда есть рулоны ткани и надо разделить на куски и всем угодить…
Не знаю, плох или хорош обещанный капитализм, но в той дележке было что-то унизительное и отвратительное, вызывающее к жизни самые неприглядные черты. Прошло столько лет, а сотрудники вспоминают с отвращением те события, когда мы все были поставлены в унизительное положение мелочного противостояния… Из которого, впрочем, мы с честью вышли, негативные тенденции были нейтрализованы многолетней дружбой и порядочностью.
Знакомые спросили - а зачем об этом писать? Не знаю… это же тоже наша история как бы.