На Сахалянском направлении. История одной картины

Dec 10, 2011 21:29


Запись опубликована Письма о Ташкенте.

Автор Николай КРАСИЛЬНИКОВ

Бездонные топи. Озёра. Болота.

Зелёная, жёлтая, рыжая мгла.

Здесь даже летать никому не охота.

А как же пехота всё это прошла?..

П. Комаров

У художника В.Е. Кайдалова есть замечательная картина «На Сахалянском направлении», ныне хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Узбекистан.

На многоплановом полотне изображены маслом: разбитая просёлочная дорога (сразу после летнего ливня - в колеях вода и лужи), на переднем плане русские воины - командир в плащ-палатке, в фуражке со звездой, в стоптанных сапогах, на груди автомат, справа - его ординарец, в такой же примерно экипировке, только на голове пилотка, слева от командира забегающий вперёд босоногий, в латаной-перелатанной одежонке, в широкой соломенной шляпе - явно не русский мальчонка, видимо, напросившийся в добровольные проводники. Обочь дороги с двух сторон брошенная техника противника и наши наступающие воины - пехота, конница, алые знамёна, а позади командира, ординарца и мальчонки грозный танк - Т-34 с красноармейцами вокруг башни. На горизонте светло-синие рассеивающиеся облака.

От картины так и веет победой, жизнелюбием, какой-то доброй надеждой. И не удивительно: это полотно было написано художником сразу после войны, по свежим впечатлениям, когда в глазах ещё не стерлись кошмарные фронтовые будни, а в ушах не умолкли залпы орудий.

Ведь В. Е. Кайдалову довелось служить и воевать на Дальнем Востоке в качестве художника дивизионной газеты, когда в августе 1945 года минувшего века советские войска перешагнули свои дальневосточные границы, выполняя активное участие союзников в освободительной миссии. Художнику самому довелось видеть разорённые японскими оккупантами корейские и китайские села, города - Нингуту, Муданьцзян, Харбин… О тех незабываемых днях и самоотверженном мужестве русского солдата проникновенно написал друг и однополчанин В. Е. Кайдалова - поэт П.Комаров:

Кругом покой. Шаги одни и те ж.

И на колах висят не для того ли

Две головы казнённых за мятеж,

Как чёрные горшки на частоколе?

Бездомный пёс пролаял на луну.

И снова - ночь. И ничего другого.

…Мы расстреляли эту тишину,

Когда входили в город Санчагоу.

Сразу после войны художник вернулся в далёкий и родной его сердцу Ташкент. Одноэтажный, белый, с лопочущими листвой тополями и звонкими арыками, сонными глиняными улочками и пёстрыми, как хивинские ковры, базарами…

Однако виденное и пережитое не давало покоя. Но за картину В.Е.Кайдалов принялся основательно только через три года. Сам собой вырисовался сюжет, типажи, природа незнакомого края… Если с техникой и воинами всё было нормально, то мальчишка-корейчонок, когда-то повстречавшийся ему на фронтовых дорогах, почему-то никак не получался. Всё вроде бы просто, а характер… не тот.

И вот как-то возле дома художник совершенно случайно встретил корейского мальчика. Лет десяти-двенадцати, со смоляными и жёсткими, как проволока, волосами. Ему бы ещё соломенную шляпу - и готов типаж. В.Е.Кайдалов остановился, заговорил первый:

-       Мальчик, как тебя зовут?

-       Боря, - ответил маленький незнакомец.

-       А меня - дядя Володя. Я художник. А ты откуда?

-       Я здесь живу. Недалеко.

-       Выходит, мы соседи…

Потом В. Е. Кайдалов узнал, что мальчик вместе с родителями эвакуировался в Ташкент из осажденного Ленинграда. Художник вскоре купил широкополую шляпу на Куйлюкском базаре у приезжих корейцев, торговавших рисом. А потом с согласия родителей попросил Борю попозировать ему в мастерской, куда мальчишка с удовольствием и прибегал после школы.

Через три-четыре сеанса характер был схвачен. Картина задышала суровой правдой жизни.

… Давно уже нет на свете талантливого художника-живописца, иллюстратора многих и многих книг В. Е. Кайдалова. А картина его «На Сахалянском направлении» продолжает радовать зрителей, как история, как неопровержимый документ эпохи, в которой по меткому выражению А.Т.Твардовского, ничего нельзя «ни убавить, ни прибавить».

А корейский мальчонка на той памятной картине давным-давно вырос. Стал известным поэтом. Издал ряд сборников для детей и взрослых. Некоторые его стихи положены на музыку известными композиторами. Их широко поют. А имя поэта - Борис Пак.

Москва. Издательство «Патриот», 2005 г. Книга «Живая память», Н. Красильников «На Сахалянском направлении», стр. 368-370.

Литература, Живопись, Tашкентцы, Н. Красильников, История, Корейцы

Previous post Next post
Up