Apr 19, 2011 13:29
Пару недель назад довелось мне побывать на скучнейшем мероприятии в Союзе театральных деятелей. Об одном вечере в СТД я уже писала, этот же был еще более безжалостным по отношению к присутствующим - обсуждение премьер в узком кругу театральных критиков. Сие было настолько феерически скучно, что я не поленилась взять блокнот и записать некоторые перлы. Из вводного слова какой-то пожилой женщины присутствующие узнали, что «рецензия - самый нужный и важный для театров жанр - исчезает». Так вот, оказывается, без чего театр загнется! То-то все актеры и режиссеры, как известно, просто души не чают в критиках!
Один «столп» петербургской театральной журналистики, имя которого, правда, вряд ли вам что-то скажет, начал свое обозрение со слов: «Я говорю сейчас для тех немногих, кто не читал то, что я пишу…».
Первым номером выступил молодой аспирант-театровед. Он, как водится, был в очках, а в руках держал увесистый доклад «коротенько, минут на 40»… Читал он, естественно, по бумажке, ибо избавить публику от вычурных выражений, коими кишели его мнения о разных постановках, было бы кощунственно по отношению к ушам присутствующих. Критики вообще считают, что всякого рода «конечности терпения» и «недостижимые консонансы» добавляют их высказываниям веса. На самом же деле зачастую только вуалируют бред, который валится у них из под пера.
К сожалению, мне удалось записать только короткие фразы, так как длинные были настолько путаны, что записать их по памяти не представлялась возможным. Вот, что мне понравилось:
«поиск абсолюта и чуть ли не мистерии»…«держава внимания»… «стиль, определенный для артистов, можно определить, как нарочитая наивность»… «в интонациях актрисы и фарсовая грубость, и фольклорная напевность, при этом она берет и лирическую ноту»…
«сознательное противоречие между старым театром и пространством»… (!!!)
«градус иронии не определен и перед зрителем встает резонный вопрос, как относиться к тому, что происходит на сцене»… вот тут меня разорвало вообще! Потому что, конечно, если градус иронии не определен, критик начинает рвать на себе волосы, у него происходит разрыв шаблона, и он никак не может понять, как же относиться к тому, что происходит на сцене.
«режиссер избрал путь упрощения смысла, сбивая патетику»… выступающему тоже бы не помешало пойти этим путем.
«в этом рисунке они пытались найти глубокие смыслы, в результате это оказывается мелодраматическими потугами»… я даже не говорю, какими потугами отдают высказывания юного дарования.
Вообще, на все подобные случаи жизни у нас с Хельгой есть одна фраза : «С точки зрения бифуркации»… Лет 7 назад субботним жарким деньком зашли мы в ГЭЗ-21 выпить чаю. И, так совпало, за соседним столиком заседал какой-то философский кружок. Это были некрасивые немолодые люди. Слово взяла женщина, и, помахав толстым томом, сообщила присутствующим, что сегодня они обсуждают трактат о любви какого-то там философа. Пару человек выступили со скучными тезисами, почерпнутыми из книги, потом встал дядя, поправил на носу очки, и авторитетно заявил: «С точки зрения бифуркации»…Тут мы прыснули и сбежали из кафе, не в силах сдерживать смех. На нас и так уже косо смотрели.
И вот, значит, пару дней назад звонит мне… этот самый аспирант. Параллельно он работает в литчасти одного театра. Задал пару вопросов «по работе», и скромно поинтересовался: «Я видел, вы что-то записывали на обсуждении премьер, скажите, а у вас в газете выходил материал по этому поводу»? Я чуть не упала с дивана! Ну, что ж, в газете у нас, прямо скажем, ничего не выходило. Но, раз мальчику так приятны упоминания о его блестящем выступлении….
театр,
журналистика,
искусство