Оригинал взят у
aleksey_29 в
Левиафан - 3, или превращенный Страж. Предыдущая статья
http://aleksey-29.livejournal.com/10280.htmlОбратимся к третьему левиафану, а именно - воплощенному в фильме Андрея Звягинцева.
Лично мне трудно оценить его с художественной точки зрения. Но, во-первых, это ведь не «элитарный» фильм, и не артхаус для узкого ценителя. Во-вторых, я полагаю, массовое кино должно быть понятно зрителю. Думаю, что такой титулованный режиссер это вполне понимает и, соответственно, облекает свой режиссерский посыл в понятные массовому адресату формы. А значит, не нужно быть кинокритиком, чтобы обсуждать этот фильм. Ибо снимался он не для кионкритиков.
Лично я смотрел фильм несколько раз. И всякий раз я ловил себя на ощущении, что фильм пронизан каким-то духом уныния, безнадеги. Все атмосфера фильма как будто соткана из этого духа и камнем ложится на зрителя. И режиссер не оставляет и надежды на положительный исход. Одна лишь бездна безнадеги впереди.
А еще «привкус» водки от просмотра. Действительно, в фильме уж очень много пьют.
На мой взгляд, фильм не представляет собой художественной, культурной ценности. И в этом смысле я полностью солидарен со статьей Марии Рыжовой «Левиафан», с которой интересующийся может ознакомиться по этой ссылке
http://gazeta.eot.su/article/leviafanНо тогда в качестве чего фильм вызвал резонанс в обществе, коли он культурно-художественного события из себя не представляет? Ответ напрашивается сам собой: вызвал он резонанс потому, что представляет из себя событие общественно-политическое. Ведь снят он в разогретое время, в разогретой России и о России (сам Звягинцев об этом говорил - см. приведенную выше статью).
Но коли фильм снят о России, то вполне логично и образ Левиафана примеривать на Россию. Так какой же образ России рисует режиссер Андрей Звягинцев? Давайте посмотрим!
Сюжет: мэр маленького российского городка (Вадим Сергеевич), используя свою власть и с благословения церкви, выселяет главного героя (ГГ) с семьей с земли, где «дед его жил, и отец его жил». А когда герою на помощь приезжает приятель-адвокат из Москвы с компроматом на мэра - последний бульдозером проезжается по обоим, используя при этом власть по полной. Мэр и церковь побеждают, жена ГГ погибает, ее смерть вешают на него и дают ему 15 лет.
Вот, как я полагаю, наиболее показательные монологи/диалоги, раскрывающие соответствующие темы:
1. "Цена вопроса" (ГГ герой говорит о том, что значит для него отнимаемая земля), 25:00 фильма.
- ГГ: Ну понятно же, сто с*ка для себя местечко освобождает. Чтобы дворец здесь построить… Я вот этими вот руками…
- Супруга ГГ Лилия: Началось…
ГГ приносит старое фото края, кладет перед Дмитрием на стол.
- Дмитрий: Вот…Здесь вся моя жизнь. Здесь дед мой жил, отец…[тут и далее - выделено мной, авт. статьи]
Режиссер дает понять, что посягательство идет не просто на жизненное пространство ГГ, а на его историческое пространство, на место, где он ощущает себя частью фамильной истории - соединяется через это место с отцом и дедом.
2. "О фаберже и вилах", 14:00 фильма
Дома у Николая (ГГ). Диалог за столом ГГ и его друга-юриста Дмитрия.
- Дмитрий: Короче, друзья мои, нарыл я за эти два месяца кое-что на это чудовище ваше.
- ГГ: Фаберже?
- Дмитрий: Довольно увесистое!
- Лилия: А что теперь нам это дает?
- Дмитрий: В общем так…я думаю, что сегодня не в нашу пользу все решится. Но нам нужно, чтобы он взял паузу и подумал хорошенько, что ему дороже станет - с нами договориться или дело с оглаской иметь.
- ГГ: То есть? Интересно, чего он там такого нарыл. Да этого г*ндона из пушки не прошибешь
- Дмитрий: Не надо никого прошибать. Нежно так, ласково, потрогаем за эти самые фаберже и все.
- ГГ: Да мне слабо верится в эти нежности. Молотком его надо! Кувалдой.
<…>
- ГГ: Дай почитать.
- Дмитрий: Тебе пока рано, давай после.
<…> [дал почитать]
За рулем:
- ГГ: Не, ну я слышал про него, конечно. Тут все про него слышали. Руки по локоть в крови. Но когда вот так, в документах… Чего его тогда не сажают, если у вас там [в Москве, имеется в виду, Дмитрий приехал из Москвы] про него все известно!
- Дмитрий: Значит нужен там кому-то наверху. Я же тебе говорю: у них [то есть там, наверху в Москве] на всех есть фаберже. Легко управлять. Так что будет ваш Вадим Сергеевич [мэр, он же чудовище] у кормушки, пока нужен. Или пока сам не сдохнет.
- ГГ: Или пока народ его на вилы не поднимет.
- Дмитрий: Я тебя умоляю, кому вилы подымать то? [то есть вилы подымать бы надо, да некому]
За этой сценой кратко опишу сцену дня рождения приятеля ГГ, полковника МВД в отставке Ивана Степановича: собрались, пьют, стреляют по бутылкам. После того, как бутылки расстреляны, один из гостей говорит: «У меня мишени поинтереснее есть. Паш, принеси!». И Паша приносит портреты бывших советских вождей (Ленина, Брежнева, Горбачева). ГГ радостно смеется и спрашивает: «А из нынешних никого нет у тебя?» «В моем хозяйстве все, что хочешь есть. Только нынешним еще время не пришло», - слышит в ответ ГГ.
Таким образом, мы видим, что Звягинцев дает ответ на вопрос, заданный Дмитрием в машине: «Кому вилы подымать то?» «Вам и подымать», - отвечает сценой пострелялок Звягинцев.
3. "Исповедь левиафана", 29:30 фильма
Вадим (он же мэр, он же чудище), возвращаясь со встречи с местным церковным иерархом, получает информацию о решении суда по земле в его пользу и решает заехать к ГГ «посмотреть в глаза»:
- ГГ: Что, мужики, помощь нужна [спрашивает ГГ, полагая, что сломалась машина]
- Вадим: Власть, Коля, надо знать в лицо.
- ГГ: И чего тебе надо, власть? [по смыслу диалога власть как бы воплощается в чудовище Вадиме. И разговор идет не с Вадимом, а с сущностью по имени российская власть]
- Вадим: Вот это всё.
- ГГ: Забирай! Поместится в катафалк то твой? Чего еще?
- Вадим: Вы все насекомые. Никак не хотите по-хорошему, да? Вот поэтому тонете в говне. Колюня, ты вообще чемоданы то пакуешь, а?
- Дмитрий: Это вы сейчас не имеете права здесь находиться. Решение суда еще в силу не вступило. <…> Ордер есть?
- Вадим: Ты кто такой?
- Дмитрий: [с достоинством] Селезнев Дмитрий Михайлович, московская коллегия адвокатов. Колю защищаю в суде против вашей конторы. [То есть представился благородным законником]
- Вадим: Аааа….ну да, что-то я какое-то вяканьяе там слышал. Да. А ты чего, Коля, за себя уже не отвечаешь больше?
<…>
- Дмитрий: Послушайте, Вадим Сергеевич, зачем вы это делаете? Вы не настолько пьяный, чтобы не понимать, что происходит.
- Вадим: Ты, замолкни крыса адвокатская. Ты [обращаясь к ГГ], слушай сюда: меня запомни, козел, у тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет.
Добавлю, что лично у меня (а может и не у меня одного) данная сцена вызывает ощущение ненатуральности, неискренности, а напротив - натянутости. Этакая грубая агитка. И в то же время эта агитка фундаментальна, ибо она сгущено показывает всю суть взаимоотношений звягинцевского левиафана и простого человека и, соответственно, свое отношение к этому человеку.
4. "Лик левиафана". Вадим у местного священного иерарха. Идет трапеза на фоне Тайной Вечери. 22:00 фильма [отмечу, что голос у иерарха, какой-то «волчий», хищный]
- Владыка: Ну что ты, Вадим, как ни приедешь, - все выборы да выборы! Еще год впереди.
- Вадим: Готовь сани летом
- Владыка: Ты о мирском то деле думай, думай - все правильно, но о царстве небесном не забывай
- Вадим: Так уж я кажется…
- Владыка: Знаю, знаю. Жертвуешь ты много, щедро. И сегодня приехал не просто так ведь в этакую даль.
- Вадим (вздыхает)
- Владыка: Рыбки отведай.
- Владыка: Еще раз говорю тебе: не волнуйся ты, всякая власть от Бога. Пока Богу угодно - беспокоиться тебе не о чем.
- Вадим: А вот угодно ему…? [с учетом сюжета фильма и последующей сцены, явно, что речь идет об отобрании участка]
- Владыка (жует)
- Вадим: …Ну а у кого мне еще спросить то, владыка?
- Владыка: Угодно. Угодно…
Хочу обратить внимание на фоновую Тайную Вечерю, которая символизирует близость мирского Вадима к духовному владыке. Эта трапеза символизирует причастие мирского Вадима духовному Владыке.
Вадим у Владыки в приемной, 1:09:00 фильма
- Владыка: Суетлив ты стал, Вади. Сам беспокоишься понапрасну и людей беспокоишь. Как-будто не ведаешь, что все под Богом ходим, что воля Его на все [с учетом темы фильма - воля Его на господство чудища].
- Вадим: Да как не ведать, владыка? Ведаю.
- Владыка: Так в чем же дело? Или пошатнулась твоя вера [в безнаказанность, в случае чудища]? Причащаешься, на исповедь ходишь?
- Вадим: По воскресеньям как штык! Стараюсь…Не всегда, конечно, получается. Дел невпроворот. Но я стараюсь.
- Владыка: А кто у тебя духовник?
- Вадим: Местный наш батюшка. По твоему же совету.
- Владыка: Отец Алексей.
- Вадим: Он самый.
- Владыка: Хороший священник.
- Вадим: Вроде ничего…
- Владыка: Ты, Вадим, соберись. И не сомневайся: ты благое дело делаешь. И хотя говорят, что благие дела делают радостно и легко, нельзя забывать: враг то не дремлет, то есть противодействует.
- Вадим: Да вот в том то все и дело, понимаешь. Ну все одно к одному. Даже не по себе как то. Тут же такая история, что… [видимо, имея в виду появившийся на него у Дмитрия компромат, он же фаберже]
- Владыка: Ты мне ничего не рассказывай, не на исповеди. Мы с тобой, конечно, соработники, одно дело делаем, но у тебя свой фронт, а у меня свой.
- Вадим: Да это я понимаю… Неспокойно мне.
- Владыка: Я тебе на днях говорил и сейчас повторю: всякая власть от Бога! [тут упор на «всякая», ведь говорится это чудищу]. Где власть [чудища], там сила. Если ты власть, на своем участке ответственности решай местные вопросы сам. Своей силой [то есть по-всякому, ведь это власть чудища]. И не ищи защиты на стороне. А то ведь враг подумает, что ты ослаб…[с учетом контекста фильма, очевидно напрашивается мысль, что враг - это ГГ и остальной простой люд.]
Владыка благословляет Вадима и уходит
Эти сцены явно показывают, что источником власти чудища является Владыка. Чудище ездит к нему за подпиткой энергией, чудище ездит к нему за оправданиями совести, чудище ищет у него поддержки и как бы причащается ему. А постольку, поскольку речь идет о левиафаНЕ, а не о левиафаНАХ, то я осмелюсь констатировать, что левиафана Звягинцев рисует двухголовым (прямо как гербовый орёл России!). Где церковная голова, хоть и в тени, но старше и сильнее головы светской.
5. "Поучение смирению", 1:47:00 фильма
В местном магазине ГГ встречается с местным («низовым») батюшкой. На крыльце этого магазина у них происходит диалог. И когда ГГ на упрек батюшки в несоблюдении культу спрашивает, где Бог, и вернет ли соблюдение культа его жену и восстановит ли вообще справедливость, батюшка отвечает:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкой схватить за язык его? Будет ли он тебя умолять, будет ли разговаривать с тобой кротко? На земле нет подобного ему. Он - царь над всеми сынами гордости»
Итак, можно ли отождествлять левиафана Звягинцева с левиафаном Гоббса? Никак нет. Левиафан Гоббса - страж железного круга, очерченного для (так и хочется сказать белокурой бестии) человека естественным законом. Левиафан служит этому Кругу. И через это служение Кругу служит человеку.
Левиафан Андрея Звягинцева - взбесившийся социальный зверь о двух головах. Зверь порвал кольцо естественного закона, вошел в этот Круг и творит свою волю, не считаясь с волей простого человека (образ ГГ в фильме).
«Оторванная от широких масс партия может в лучшем случае погибнуть в неравном бою, а в худшем, вы скажете: сдаться в плен. Нет, в политических битвах в плен не берут, в худшем она предаст интересы породившего ее класса. В этом суть и смысл термидорианского перерождения», - сказал один мудрый коммунист.
А оторванный от смысла (то есть от блюстительства целостности и непересекаемости Круга) левиафан? А оторванный от смысла левиафан предаст естественный закон и интересы творца-Человечества.
Таким образом, левиафан Андрея Звягинцева - это антидемократический перерожденец-перевертыш. Существует ли такой проект вообще? Существует. Но ведь речь идет не о проектах вообще, а о России в период написания сценария и съемки фильма. То есть о России огненно-оранжевых 2010/14-ых годов.