Исторические параллели.

Apr 08, 2015 22:52

События, развивающиеся на Украине заставляют обратить более пристальное внимание на историю распространения праворадикальной и фашистской идеологии в странах Восточной Европы. Восточноевропейский фашизм имел собственное лицо, значительно отличавшее его от фашизма более развитых и самодостаточных стран Западной Европы.



Земли, закрашенные синим и зеленым цветом, были получены после русской революции и первой мировой войны.

Румыния -хороший пример для наглядного рассмотрения. Находясь на задворках Европы и никогда не отличаясь высоким уровнем социально-экономического и культурного развития, она тем не менее дала миру нескольких «звезд» мировой величины - писателей, поэтов, мыслителей, культурологов. Сегодня мало кто вспомнит о существовании в первой половине ХХ века (1920-1940-е гг.) «Железной гвардии». Хотя среди правоконсервативных кругов до сих пор не угасает интерес  к идеологии гвардии и фигуре ее лидера - Корнелиу  Зеля Кодряну.

image Click to view



История Румынии как самостоятельного государства началась в 1878 году. Решением Берлинского конгресса Румыния получила независимость от Османской империи. В 1881 году Румыния провозглашена королевством. В результате второй балканской и первой мировой войн в состав государства вошли территории Болгарии, Австро-Венгрии и России. В результате образовалось полиэтническое государство. Численность населения в 1930 году составляла около 19 млн. человек. Среди населения  преобладали этнические румыны (72%). Кроме того были венгры (7%), русины, русские и украинцы(5,5%), евреи (5%), немцы (4%). Малые этнические группы:  турки, гагаузы, татары, словаки, сербы, чехи, хорваты, поляки.

Румыния была маленьким, бедным, аграрным государством, находящимся на периферии Европы.  Развитая промышленность и национальный капитал отсутствовали.    Нищета подавляющей массы населения и  низкий уровень образования  усугублялся неравным распределением общественного богатства и образования.  Представители этнических меньшинств (в первую очередь евреи) преимущественно являлись  жителями городов, были богаче и лучше образованы.   Еврейские торговцы и ремесленники занимали монопольное положение в сфере торговли и промышленности. В сфере культуры доля евреев достигала 50%. Подобное положение дел порождало бытовой антисемитизм. Националисты требовали установки квот для того, чтобы в культуре и бизнесе было представительство пропорциональное этнической  численности населения. Следует отметить, что до 1878 года (берлинского конгресса) еврейское население не имело гражданских и политических прав. Только личное вмешательство Бисмарка помогло изменить их правовой статус. В результате евреев стали травить как «иностранное охвостье». К 1930 году травля доходила до того, что студенты  еврейского происхождения покидали здание университета под охраной жандармов со штыкам наголо. Другим этническим группам приходилось немногим легче особенно на территориях, отошедших к Румынии от России и Австрии- этнических русских, украинцев и немцев рассматривали как потенциальных сепаратистов.

Даже румын «борец за объединение» Константин Стереписал: В Бессарабии жизнь, честь и имущество граждан отданы во власть первому зарвавшемуся субпрефекту, сельскому жандарму или даже любому капралу - командиру отделения? Отдельные попавшие в прессу ужасы являются неизбежным следствием этого режима. Любые «следственные разбирательства» и «санкции» не имеют никакого значения и не могут привести к положительному результату, пока сохраняется кошмар самой системы, которой даже негры африканских колоний не позавидуют… Но куда бежать бессарабским неграм от кошмара администрации, заявляющей, что спасла их от русского ига?

А Э. Хэмингуэй в этой связи писал: «Сейчас Румыния вынуждена содержать самую многочисленную постоянную армию в Европе для подавления восстаний новых румын, которые мечтают лишь об одном - поскорее перестать быть румынами».

К экономическим и социальным проблемам необходимо прибавить отсутствие глубоких исторических  корней и вызванные этим сложности с национальной идентификацией.  Возник парадокс:  с одной стороны между стремлением сохранить свою идентичность, национальную специфику, территориальную целостность и реальным потенциалом страны.

Первая мировая война со всей очевидностью выявила кризис модерна как способа развития основанного на рациональных подходах. Последовавшая великая депрессия еще более усугубила ситуацию.  Предоставим слово видному представителю Традиционализма  румынского происхождения Мирче Элиаде.

«Миф о бесконечности прогресса, вера в возможности науки и техники обеспечить всеобщий мир и социальную справедливость, верховенство рационализма и престиж агностицизма- все они разлетелись в дребезги на полях сражений».

«Кризис. Переживаемый Западом, для меня является  доказательством отмирания ценностей военного поколения. Задача обретения новых ценностей возлагалась на нас молодое поколение».

Сложившаяся ситуация легитимизовала дискуссию о направлении развития цивилизации. На дискуссию, безусловно, накладывала отпечаток «национальная» точка зрения. К этому следует прибавить огромное желание выделиться, добиться мирового признания, подчиненность идее выживания. В результате возникла дилемма между традицией и модерном. В итоге рухнувшим идеалам просвещения были противопоставлено восхваление биологического начала, жизненного порыва, этничность и национализм. Возникла идея подчинения личности национальному сообществу, органической нации. Это нашло отражение в политике государства. Унификация страны подразумевала необходимость ликвидации региональных различий и культурного разнообразия как обязательное условие триумфа государственности и духовных целей.

Сейчас  на Украине происходит тоже самое - сторонники  Украинизации пытаются ликвидировать региональные культурные различия между Донбассом и Львовом путем сгона с земель этнического Русского населения.

Запрос  на славное историческое прошлое Румынии  был удовлетворен путем постепенной фальсификации национальной истории. Фальсификация была основана на тезисе о преемственности современной Румынии и древней Дакии. Идеология, основанная на мифическом первоисточнике, подходила для националистов тем, что одновременно позволяла перечеркнуть римское прошлое, соединявшее страну с Западом.

На Украине осуществляется прямая калька с придуманной историей Великих Укров. В результате фальсификации истории пытаються отделиться от России.

Тяга к архаике к фольклору народной культуре, сельская община как идеал социального устройства для румынского общества, особо подчеркивался  ее антифеодальный и одновременно антимодернистский характер. На этом основании была сформирована идеология «Железной гвардии». Ксенофобия стала официальной политикой государства. В результате беспрецедентные этнические чистки развернутые румынскими националистами уничтожили огромное количество населения.

Беспрецедентное по своему масштабу насилие развернутое хунтой на юго-востоке Украины по праву можно назвать этническими чистками. Разрушение промышленного комплекса также можно назвать ускоренной демодернизацией - скатыванием в архаику.

Итоги этнических чисток.  Население Румынии , по итогам переписи 2011 года, составляет более 19 миллионов человек. На настоящий момент большинство жителей Румынии - румыны (90 %, по данным переписи 2002 года). Венгры занимают второе место по процентному соотношению среди общего числа населения ( 6,6 %), украинцы и русские (0,5%), немцы (0,3 %),  малые этносы: гагаузы, турки, крымские татары, сербы, словаки.
Сопоставление с данными на 1930 год позволяет сделать вывод, что на территории  Румынии евреи уничтожены как этнос, численность украинцев и русских сократилась в 11 раз, немцев в 10 раз.

Только воруженное сопротивление юго-востока Украины позволяет останавливать бандеровский беспредел.

история, неонацизм, идентичность, фашизм

Previous post Next post
Up