Как рисовать снежинку

Feb 27, 2016 23:25


[Изначально этот пост был написан в мае 2011 года. Нашел его случайно, когда решил пересмотреть старые записи. И удивился. Жаль, что перестал писать такие вещи. Чтобы напомнить самому себе, поднимаю.]

Альберт Эйнштейн говорил, что если ученый не может объяснить суть своего открытия пятилетнему ребенку, то он не ученый, а шарлатан. И я с ним совершенно согласен - любую информацию можно и нужно представлять максимально кратко, доходчиво и доступно. А поскольку к информации можно отнести и мысль, и запись в блоге, и даже жизненную стратегию, то сегодня будем говорить об одном хорошем методе, который существенно облегчает жизнь и помогает более структурировано писать, говорить и думать.

Речь идет о так называемом «Методе рисования снежинки» (Snowflake Method), который был описан американским писателем Рэнди Ингермансоном. Его смысл заключается в том, что перед тем, как начать писать роман, ты должен сначала описать его суть в одном коротком, но очень ёмком предложении. И лишь только после этого продумывать героев, повороты сюжета и т.д. А называется он так потому, что рисование снежинки - это как раз такой последовательный процесс. Сначала рисуем основу-треугольник, потом добавляем мелкие детали, повторяющие этот тругольник, потом еще более мелкие и т.д. Программисты увидят здесь логику написания программного кода, дизайнеры - эскиз, а математики - теорию фракталов Мандельброта и "снежинку Коха" (которая как раз нарисована справа). Но не будем вдаваться в технические детали и поговорим о том, чем данный метод может быть полезен обыкновенному блоггеру и человеку.

Ингермансон приводит очень простой пример «базового треугольника» для своего будущего романа: «Сумасшедший ученый-материалист отправляется в прошлое, чтобы убить апостола Павла». В этой фразе есть всё - описание главного героя, места действия, завязки, основного противостояния. На основании этого уже можно разворачивать все компоненты будущего произведения. Для удобства назовем такую короткую фразу-выжимку «установкой» («statement»).  Иногда на западе это называется Elevator Pitch, то есть пара коротких фраз, которые вы можете сказать собеседнику в течение нескольких секунд, пока едете на лифте на деловую встречу.

В шапке моего блога написаны два предложения, которые являются такой установкой: «Мысли, фотографии и дороги. Журнал о том, как увидеть красоту мира, не теряя здравомыслия и рассудка». Я попытался уместить в них всё: я путешествую, фотографирую, люблю дороги, пишу мозговые посты, а также стремлюсь к тому, чтобы мои записи имели практическую ценность ("как?"). Тут даже отражено мое личное отношение к жизни (стремление к красоте при сохранении здорового цинизма). Можно сказать, это является миссией моего блога. (Upd. 2016 - сейчас здесь написано "Верь в себя и ничего не бойся", что суммирует позицию еще лучше).

Наверняка в популярных блогах вам уже встречалось что-то подобное:

- Иллюстрированный журнал обо всем на свете
- Страница виртуальных путешественников
- Блог фотографа-натуралиста
- В поисках края светаИли на корпоративных сайтах различных компаний:

- Помогать людям и бизнесу во всем мире полностью реализовывать их потенциал (Microsoft)
- Обеспечение потребностей жителей земли в энергии, свете, тепле и мобильности (ВР)
Если миссию можно написать для компании и для блога, то можно попробовать найти подобные установки для своей работы, призвания и даже отношений. Если получится, то это сильно облегчит жизнь и понимание в ней своего места.

«Правило снежинки» очень помогает при ведении блога. Обычно, когда я пишу пост, я стараюсь сначала в голове сформулировать основную идею своего поста, даже если он состоит из одних фотографий, а потом отразить эту идею в трех разных местах (реальные примеры из моего блога):

1. Название
- Русская Троя - сразу понятно, что пост будет об истории, археологии, золоте и, может быть, даже патриотизме
- Наукоград и колыбель американской революции - Бостон славится своими университетами и богатой историей
- Просто несколько фотографий
- Что делать, чтобы все изменить
2. Короткая фраза в гиперссылке LJ-cut:
- Про рыцарей мальтийского ордена, бабочек, зАмки и солнце
- Об изменениях, временах и высокой культуре быта
3. Аннотация в оглавлении журнала (раньше была в самом верхнем посте):
- Незабываемый день восхождения к самой фотогеничной церкви на свете
- Леденящий душу склад искусно выделанных костей от более чем 50 тысяч скелетов
- Спартанские условия существования ради узбекского горнолыжного колорита и полей нетронутой целины
Ну а дальше просто не забываем упомянуть каждый элемент в тексте поста, добавляя новые детали и навороты.Очень хорошо данный метод применяет «Афиша», когда пишет о новых фильмах. Их аннотации почти гениальны и сразу же позволяют сделать вывод о том, стоит идти на фильм или нет:

- Навороченный триллер Кристофера Нолана про вора, проникающего в мозги людей  ("Начало)
- Мелодрама про заикающегося принца, получившая ­почти все «Оскары» (Король говорит!)
- Старательный российско-белорусский фильм про первую битву Великой Отечественной ("Брестская крепость")
- Биография противоречивого основателя Facebook ("Социальная сеть")
В современном мире потоки информации настолько масштабны, что люди не запоминают ничего, кроме очень коротких и понятных вещей. Поэтому я очень активно использую «метод снежинки» в работе,  а также на тренингах. Сначала я задаю себе вопрос, о чем будет презентация, то есть какая всего лишь одна фраза должна остаться у слушателя в голове, если он забудет все остальное. При чем она должна быть понятна человеку любого уровня подготовки:

- Нефть надо сначала добыть,  а потом продать, а газ наоборот - сначала продают,  а потом добывают
- Архитектура финансовой модели должна быть настолько простой, чтобы любой человек мог разобраться в ней максимум за 10 минутДалее, когда я уже работаю над материалом, я думаю о такой фразе для каждого слайда, и часто даже пишу ее в заголовке. Если изначальная установка написана верно,  непротиворечива и совершенно понятна, то, используя принцип самоподобия (более мелкий элемент системы по структуре повторяет более крупный), можно без проблем расписать материал на любое количество страниц или слайдов.

А теперь самое интересное. Подобную установку можно и нужно написать для себя самого и своей жизни. И, как и любая миссия, она должна отвечать на следующие вопросы:

- ЧТО вы делаете? (то, что вы умеете)
- ПОЧЕМУ вы это делаете? (то, что вас зажигает)
- ДЛЯ КОГО? (ваша целевая аудитория)
Примеры:

- Показывать другим людям красоту этого мира (фотограф-путешественник)
- Протягивать руку помощи обездоленным (сотрудник благотворительного фонда)
- Простыми словами объяснять другим устройство сложных систем (аналитик)
- Докапываться до истины, чтобы спасать невиновных (адвокат)
- Стоять на страже справедливости и спокойствия законопослушных людей (полицейский)При этом миссия должна быть не только краткой, понятной и ёмкой, но еще и должна быть направлена вовне, то есть на у вашей деятельности обязательно должны быть сторонние потребители. Но это будет тема для отдельного поста, когда до него дойдут руки.

В завершение предлагаю немного подумать и написать в комментариях одну-две ёмкие фразы о своем блоге: о чем он, кто его автор, кто читатели и зачем он нужен. Заодно и познакомимся, а то я сам не всегда знаю, что за люди меня читают - особенно когда "тихо"  добавились сотни новых подписчиков. А потом уже будем говорить о выработке жизненного императива, который формулируется гораздо мучительнее и сложнее.

мысли, личностный рост, мотивация

Previous post Next post
Up