Продолжаем разговор о Солнечном Узбекистане, где мне довелось побывать в 2007 году. Сегодня на очереди Бухара - город, который в средние века был крупнейшим центром науки, культуры и торговли. В нем жили и работали Авиценна и Омар Хайам, строились величественные минареты, его почти полностью разрушил товарищ Фрунзе, а также здесь находилась основная база среднеазиатского еврейства.
Из всего, что я видел в Узбекистане, Бухара мне понравилось больше всего - у этого города есть свой особенный дух, который довольно сложно засунуть в фотографии и словесные формулировки. Но я все же попробую.
Как и
Хива, Бухара со всех сторон окружена пустыней. Дорога между городами - это асфальтовое полотно среднего качества, проложенное прямо через барханы.
Виды по пути открываются очень интересные.
Это река Амударья. На другом берегу уже Туркменистан.
А это - барханы, в которых снимали фильм «Кин-Дза-Дза».
По пути будет поселок Газли, который появился здесь вместе с первой добычей природного газа. Ничего интересного, кроме того, что прямо на трассе там есть несколько кафе, в которых можно неплохо перекусить. В одном из таких кафе нам встретилась женщина, история которой нас потрясла.
Сначала она очень внимательно смотрела на наших девушек. Потом спросила, сколько им лет. Услышав ответ, что по 25-26, очень сильно удивилась, потому что думала, что примерно по 18. Начала спрашивать, что они делают, чтобы оставаться такими худыми («У нас такие только девочки молодые бывают»). А потом рассказала о том, что, когда она была молодой, ее украли. Но она отказалась выходить замуж за «жениха», чем обрекла себя на еще большие страдания. После этого семья покрылась позором, и больше никто не хотел брать ее в жены. И только уже в очень «зрелом» возрасте ее согласился взять как вторую жену человек, который держит это кафе. И теперь она каждый день работает в нем, ничего больше в жизни не видя. Она говорит, что ее муж «очень хороший человек» и о ней заботится. 21 век на дворе.
Но не будем о грустном, и вернемся к Бухаре. И сразу же о символе города - минарете Калян (пишется через «а»), что переводится как «великан», а весь комплекс вокруг называется «Пои Калян», или «у ног великана». Высота 47 метров.
Тяжело осмыслить цифру, но построен он был еще в 1127 году, то есть почти 900 лет назад. Правда, был сильно поврежден большевицкой артиллерией во время осады Бухары в 1920 году, и долгое время находился на реставрации.
Архитектурный комплекс вокруг более новый. Главная мечеть, построенная в 16 веке, прекрасна.
Детали внешнего оформления
Этот узор по ошибке можно принять за пропаганду фашизма:
Медресе
И еще одно медресе...
Еще одна мечеть, одна из старейших в городе.
Характерная деталь Средней Азии - аистовые гнезда на башенках, куполах и минаретах.
На минарет Калян можно залезть. С него открываются прекрасные виды на город.
Молодежь играет в футбол прямо на площади у минарета.
Весь архитектурный ансамбль производит впечатление абсолютной цельности и завершенности. Все, что тут находится, потрясающе гармонично.
А ночью - вдвойне прекрасно.
Неподалеку от Пои Калян находится комплекс Ляби Хаус - это пруд рядом с очередным медресе (да, устаешь отних через какое-то время...). На берегах пруда находится множество забегаловок, где местные и туристы любят поесть плов прохладными вечерами.
По легенде, на месте пруда когда-то находился дом одной известной еврейки, которая отказывалась его продавать (как сейчас бы сказали, «в целях комплексной реконструкции квартала»). И даже коллегия муфтиев, куда обратился сам визирь и дядя бухарского эмира, признала ее правоту - так как евреи платят налог на сохранение своей религии, то пользуются равными правами с мусульманами. Тогда вельможа вырыл арык, который прошел прямо под окнами этого дома, и вода стала подтоплять фундамент. В конце концов, хозяйка согласилась на сделку, но в обмен на участок земли для строительства синагоги. Так появился этот пруд, а заодно и первая в Бухаре синагога, вокруг которой стал формироваться Еврейский квартал:
Правда, евреи там уже не живут - эмигрировали. А вообще, Бухара всегда была интернациональным городом, и даже в советское время не титульные национальности составляли очень большую долю населения. Например, во все времена основу бухарской интеллигенции составляли этнические таджики. А потом ассимилировались и даже в паспортах стали писаться как узбеки.
Еще один знаменитый памятник Бухары - мавзолей Саманидов, один из главнейших в Средней Азии. Саманиды - это последняя персидская династия, правившая Бухарой до завоевания ее арабами, а потом монголами. Он был построен в 10 веке, а в 13-м, перед монгольским нашествием, был полностью засыпан песком. Благодаря этому и сохранился.
Рядом с мавзолеем - местный Парк Культуры и Отдыха, где есть колесо обозрения и аттракционы. Естественно, не могли не прокатиться.
С колеса, правда, толком ничего не видно - только оросительные каналы, которые текут по всему городу (и Калян вдалеке).
Бухарская крепость, или Арк - то немногое, что осталось от городских укреплений после большевистской осады под командованием товарища Фрунзе. Сейчас восстановлены ворота и часть стены. Судя по фотографиям, в 1920 году это все было в руинах, а сейчас выглядит довольно неплохо.
После входа в ворота ждет длинный коридор, в стенах которого раньше находились камеры для преступников, посаженных туда в назидание остальным гражданам.
Внутри Арка - музей, а на стене - развал сувенирной керамики.
Крепость была построена примерно в 9-10 веке. По одной легенде, она постоянно разрушалась, и тогда мудрецы посоветовали положить в основании семь столбов в форме Большой Медведицы. И все стало путём.
По другому преданию, местный герой Сиявуш, для того, чтобы жениться на своей возлюбленной, должен был построить крепость на куске земли, помещающемся под бычьей шкурой. Подобно Пахлавану Махмуду (
см. прошлый рассказ про Хиву), он проявил смекалку и разрезал шкуру на множество тончайших полосок, соединил их концы и таким образом справился с этой инженерной задачей.
Рядом с Цитаделью - еще одна мечеть, названия которой тоже уже не помню. А при ней - аксакал на скамейке.
Остатки стены.
Еще один аксакал. Вообще, нищих и «коммерсантов» довольно много, но они не особо приставучие (по сравнению, например, с
Камбоджей или
Римом).
Знаменитый Бухарский Базар
И, наконец, еще один знаменитый памятник - Чор Минор («четыре минарета», или «четыре сестры»). Это здание - единственное, что осталось от построенного в 19 веке комплекса (угадайте чего?....) мечети и медресе. К слову о мультикультурности Бухары, девелопером в данном случае был Халиф Нияз-кул, по национальности туркмен.
Рекомендую первый раз отправиться на поиски Чор Минора ночью. Располагается он в гуще жилых кварталов, и при полном отсутствии отвещения на улицах найти его очень сложно. Но зато когда продеретесь через узкие трущобные переулки, то вряд ли забудете открывающееся зрелище.
В 2007 году я путешествовал еще без мыслей о том, что я когда-то буду рассказывать о том, что видел, и показывать картинки из поездок, поэтому очень многие вещи банально остались вне моего объектива. Но поверьте на слово - Бухара, действительно, обладает особым духом, который чувствуется в архитектуре, людях и воздухе. Там просто приятно ходить по улицам, разговаривать с ремесленниками, перебирать товары на барахолке и банально есть плов. Так что если будет возможность там побывать - ни в коем случае не упустите.
Ну а в следующей серии нас ждет Самарканд, с его грандиозными памятниками эпохи Тамерлана, Улугбека и прочих величайших сынов человечества.