Бухара: мечети, медресе, минарет, медресе и мечети

Feb 07, 2011 21:13

Продолжаем разговор о Солнечном Узбекистане, где мне довелось побывать в 2007 году. Сегодня на очереди Бухара - город, который в средние века был крупнейшим центром науки, культуры и торговли. В нем жили и работали Авиценна и Омар Хайам, строились величественные минареты, его почти полностью разрушил товарищ Фрунзе, а также здесь находилась основная база среднеазиатского еврейства.

Из всего, что я видел в Узбекистане, Бухара мне понравилось больше всего - у этого города есть свой особенный дух, который довольно сложно засунуть в фотографии и словесные формулировки. Но я все же попробую.



Как и Хива, Бухара со всех сторон окружена пустыней. Дорога между городами - это асфальтовое полотно среднего качества, проложенное прямо через барханы.



Виды по пути открываются очень интересные.





Это река Амударья. На другом берегу уже Туркменистан.



А это - барханы, в которых снимали фильм «Кин-Дза-Дза».



По пути будет поселок Газли, который появился здесь вместе с первой добычей природного газа. Ничего интересного, кроме того, что прямо на трассе там есть несколько кафе, в которых можно неплохо перекусить. В одном из таких кафе нам встретилась женщина, история которой нас потрясла.

Сначала она очень внимательно смотрела на наших девушек. Потом спросила, сколько им лет. Услышав ответ, что по 25-26, очень сильно удивилась, потому что думала, что примерно по 18. Начала спрашивать, что они делают, чтобы оставаться такими худыми («У нас такие только девочки молодые бывают»). А потом рассказала о том, что, когда она была молодой, ее украли. Но она отказалась выходить замуж за «жениха», чем обрекла себя на еще большие страдания. После этого семья покрылась позором, и больше никто не хотел брать ее в жены. И только уже в очень «зрелом» возрасте ее согласился взять как вторую жену человек, который держит это кафе. И теперь она каждый день работает в нем, ничего больше в жизни не видя. Она говорит, что ее муж «очень хороший человек» и о ней заботится. 21 век на дворе.

Но не будем о грустном, и вернемся к Бухаре. И сразу же о символе города - минарете Калян (пишется через «а»), что переводится как «великан», а весь комплекс вокруг называется «Пои Калян», или «у ног великана». Высота 47 метров.



Тяжело осмыслить цифру, но построен он был еще в 1127 году, то есть почти 900 лет назад. Правда, был сильно поврежден большевицкой артиллерией во время осады Бухары в 1920 году, и долгое время находился на реставрации.



Архитектурный комплекс вокруг более новый. Главная мечеть, построенная в 16 веке, прекрасна.



Детали внешнего оформления



Этот узор по ошибке можно принять за пропаганду фашизма:



Медресе





И еще одно медресе...







Еще одна мечеть, одна из старейших в городе.



Характерная деталь Средней Азии - аистовые гнезда на башенках, куполах и минаретах.



На минарет Калян можно залезть. С него открываются прекрасные виды на город.









Молодежь играет в футбол прямо на площади у минарета.



Весь архитектурный ансамбль производит впечатление абсолютной цельности и завершенности. Все, что тут находится, потрясающе гармонично.



А ночью - вдвойне прекрасно.



Неподалеку от Пои Калян находится комплекс Ляби Хаус - это пруд рядом с очередным медресе (да, устаешь отних через какое-то время...). На берегах пруда находится множество забегаловок, где местные и туристы любят поесть плов прохладными вечерами.





По легенде, на месте пруда когда-то находился дом одной известной еврейки, которая отказывалась его продавать (как сейчас бы сказали, «в целях комплексной реконструкции квартала»). И даже коллегия муфтиев, куда обратился сам визирь и дядя бухарского эмира, признала ее правоту - так как евреи платят налог на сохранение своей религии, то пользуются равными правами с мусульманами. Тогда вельможа вырыл арык, который прошел прямо под окнами этого дома, и вода стала подтоплять фундамент. В конце концов, хозяйка согласилась на сделку, но в обмен на участок земли для строительства синагоги. Так появился этот пруд, а заодно и первая в Бухаре синагога, вокруг которой стал формироваться Еврейский квартал:





Правда, евреи там уже не живут - эмигрировали. А вообще, Бухара всегда была интернациональным городом, и даже в советское время не титульные национальности составляли очень большую долю населения. Например, во все времена основу бухарской интеллигенции составляли этнические таджики. А потом ассимилировались и даже в паспортах стали писаться как узбеки.

Еще один знаменитый памятник Бухары - мавзолей Саманидов, один из главнейших в Средней Азии. Саманиды - это последняя персидская династия, правившая Бухарой до завоевания ее арабами, а потом монголами. Он был построен в 10 веке, а в 13-м, перед монгольским нашествием, был полностью засыпан песком. Благодаря этому и сохранился.





Рядом с мавзолеем - местный Парк Культуры и Отдыха, где есть колесо обозрения и аттракционы. Естественно, не могли не прокатиться.



С колеса, правда, толком ничего не видно - только оросительные каналы, которые текут по всему городу (и Калян вдалеке).



Бухарская крепость, или Арк - то немногое, что осталось от городских укреплений после большевистской осады под командованием товарища Фрунзе. Сейчас восстановлены ворота и часть стены. Судя по фотографиям, в 1920 году это все было в руинах, а сейчас выглядит довольно неплохо.



После входа в ворота ждет длинный коридор, в стенах которого раньше находились камеры для преступников, посаженных туда в назидание остальным гражданам.





Внутри Арка - музей, а на стене - развал сувенирной керамики.



Крепость была построена примерно в 9-10 веке. По одной легенде, она постоянно разрушалась, и тогда мудрецы посоветовали положить в основании семь столбов в форме Большой Медведицы. И все стало путём.
По другому преданию, местный герой Сиявуш, для того, чтобы жениться на своей возлюбленной, должен был построить крепость на куске земли, помещающемся под бычьей шкурой. Подобно Пахлавану Махмуду (см. прошлый рассказ про Хиву), он проявил смекалку и разрезал шкуру на множество тончайших полосок, соединил их концы и таким образом справился с этой инженерной задачей.

Рядом с Цитаделью - еще одна мечеть, названия которой тоже уже не помню. А при ней - аксакал на скамейке.





Остатки стены.



Еще один аксакал. Вообще, нищих и «коммерсантов» довольно много, но они не особо приставучие (по сравнению, например, с Камбоджей или Римом).



Знаменитый Бухарский Базар





И, наконец, еще один знаменитый памятник - Чор Минор («четыре минарета», или «четыре сестры»). Это здание - единственное, что осталось от построенного в 19 веке комплекса (угадайте чего?....) мечети и медресе. К слову о мультикультурности Бухары, девелопером в данном случае был Халиф Нияз-кул, по национальности туркмен.



Рекомендую первый раз отправиться на поиски Чор Минора ночью. Располагается он в гуще жилых кварталов, и при полном отсутствии отвещения на улицах найти его очень сложно. Но зато когда продеретесь через узкие трущобные переулки, то вряд ли забудете открывающееся зрелище.





В 2007 году я путешествовал еще без мыслей о том, что я когда-то буду рассказывать о том, что видел, и показывать картинки из поездок, поэтому очень многие вещи банально остались вне моего объектива. Но поверьте на слово - Бухара, действительно, обладает особым духом, который чувствуется в архитектуре, людях и воздухе. Там просто приятно ходить по улицам, разговаривать с ремесленниками, перебирать товары на барахолке и банально есть плов. Так что если будет возможность там побывать - ни в коем случае не упустите.



Ну а в следующей серии нас ждет Самарканд, с его грандиозными памятниками эпохи Тамерлана, Улугбека и прочих величайших сынов человечества.

узбекистан, город

Previous post Next post
Up