Как на пальцах объяснить, что такое процесс разработки стратегии?
Представим, что менеджер среднего звена Петя после 10 лет работы в банке внезапно понял, что экономика страны не растет, бонусы больше не платят, дальнейшая карьера находится под большим вопросом, и ему нужна новая жизненная стратегия. Попробуем разложить все варианты на примере 10 школ стратегии, которые выведены в
книге Генри Минцберга "Стратегическое сафари". 1. Петя уезжает на дачу, отключает телефон, достает бутылку односолодового и начинает думать. Он понимает, что в финансовой отрасли ловить больше нечего, но у него есть сильный навык по оценке инвестиционных проектов, свободный английский язык, а также богатый опыт по сопровождению сделок. Возможно, с таким набором имеет смысл пойти работать в консалтинг или в венчурные фонды. Он набрасывает несколько вариантов развития событий, определяет круг потенциальных работодателей и начинает рассылать резюме.
Это школа дизайна.
2. Петя возвращается в дачи и обнаруживает дома грустную жену, которая уже несколько лет не была на Мальдивах. Он понимает, что надо увеличить свой доход примерно в два раза, но на посланные резюме нет никакого ответа. Значит, необходимо как-то получить повышение на текущей работе. Для повышения необходимо реализовать новый крупный проект. А для этого надо его найти, и собрать команду... Петя садится писать детальный план того, как он все это сделает.
Это школа планирования.
3. Петя пытается реализовать свой хитрый план, но вынужден его постоянно корректировать, потому что в современном мире планы уже не работают. Тогда он приходит к мысли, что вместо плана ему нужно просто сменить позицию и по-другому себя продавать. Оглядываясь вокруг, он понимает, что сейчас есть спрос на внедрение электронной отчетности, и это мало кто умеет правильно делать. Он решает, что отныне он будет заниматься только этим.
Это школа позиционирования.
4. Новый проект Пети проваливается, и его увольняют. Начитавшись книг про Джобса и Маска, он решает, что будет делать стартап со смузи и фалафелями. У него пока что нет четкой идеи, но есть интуитивное ощущение, что надо заниматься онлайн-образованием. Он решает, что начнет действовать без плана и сразу сделает рабочий прототип нового продукта, а дальше через пробы и ошибки станет понятно.
Это школа предпринимательства.
5. Рабочий прототип оказывается никому не нужен, инвесторы денег не дают, а собственные деньги кончаются. Тогда Петя снова уезжает на дачу и запирается там от внешнего мира, но в этот раз берет с собой нескольких головастых друзей. Вместе они пытаются разобрать текущую ситуацию, проблематизировать ее, а затем схематизировать, чтобы полноценно осмыслить. Петя осознает, что загнал себя в рамки и шаблоны местечковой стартап-тусовки, в то время как ему надо раздвигать горизонты и уезжать в Долину.
Это когнитивная школа, или школа мышления.
6. Чем дальше Петя идет по предпринимательскому пути, тем больше понимает, практически ничего не знает, и в новом контексте ему необходимо менять себя. Значит, надо учиться. Тогда он решает уехать на МВА в Стенфорд, начинает ходить на всевозможные семинары и лекции, проходит один за одним онлайн-курсы, читает по книге в неделю. Через год жена Пети не узнает своего мужа и окончательно от него уходит.
Это школа обучения.
7. Просветленный и обученный Петя начинает строить собственную компанию, но внезапно осознает, что люди вокруг совсем не такие, как он. Почему-то большинство начинаний проваливается, а сотрудники его небольшого стартапа становятся главным тормозом на пути к миллиарду. Тогда он начинает подбирать людей таким образом, чтобы они соответствовали той культуре работы, которую он от них ждет. Как только это получается, наконец-то, приходят первые результаты.
Это школа культуры.
8. Петина компания растет - он поднял первый, второй, третий раунды инвестиций. И внезапно увидел, что на него работают уже не 5 человек, а целых 200, из которых он не всех знает по именам. Инвесторы уже начинают задумываться, способен ли Петя эффективно управлять такой большой организацией. Помимо этого, если раньше на его компанию никто не обращал внимания, то сейчас внезапно она стала угрозой для крупных и влиятельных игроков. Петя понимает, что в этом жестоком мире большего добивается не тот, кто больше всего заслуживает, а тот, кто наиболее эффективно взаимодействует с другими сильными игроками. Петя начинает вести переговоры и строить коалиции как с инвесторами, так и с игроками рынка, а его любимым фильмом становится "Крестный отец".
Это школа власти.
9. Как только компания Пети пробивает капитализацию в 1 млрд. долларов, случается очередной кризис, к тому же появляется новая технология, которая в 10 раз дешевле и в 10 раз эффективнее, чем его продукт. Предвидя крах и понимая, что бороться бессмысленно, Петя красиво уходит из компании и пишет проникновенное прощальное письмо сотрудникам, передавая бразды правления наемному менеджеру.
Это школа внешней среды.
10. Умудренный жизненным опытом Петя думает, что делать дальше. Ему уже под 50 лет, денег достаточно, работать на износ больше не хочется, да и прежнего драйва нет. Сначала Петя отправляется в кругосветное путешествие, где живет в ашрамах, занимается випассаной и осваивает духовные практики. Вернувшись домой, он внезапно получает предложение войти в наблюдательный совет того самого банка, где он когда-то работал - им как раз необходимо внедрять технологии онлайн-обучения, которым последние 10 лет занимался петя. Помимо этого, он открывает благотворительный фонд и начинает читать лекции в бизнес-школе.
Это школа конфигурации.
Стратегируй правильно.
Будь как Петя.