(no subject)

May 24, 2013 23:07

18 мая умер Алексей Балабанов. Сейчас идёт шумиха вокруг его имени. Появятся вагоны передач, которые будут идти в прайм-тайм и косить серпом рейтинги, потом страсти поутихнут. Умрёт ещё кто-нибудь, паблик переключится на пережевывание его останков, а про Балабанова на время забудут, но забыть надолго не удастся.
Российский зритель условно делится на две категории: те, кто любит кино Балабанова и те, кто видит в нем исключительно провокацию. Кого-то до сих пор коробит мат на экране (но не коробит в жизни), кто-то просто не любит пиф-паф (что в картинах Балабанова не редкость), кому-то становится мучительно плохо от так называемой «балабановщины».
Заметьте, Алексей Балабанов породил свой стиль, узнаваемый и цепкий, живой и честный. Никаких заумных спецэффектов, никакой компьютерщины (режиссер до последнего фильма снимал на плёнку), великолепно прописанные диалоги, свой индивидуальный ритм…
Говоря о режиссере, надо говорить о его фильмах. Можно досуже описать биографию Алексея Октябриновича: Свердловск-Афганистан-Лениград, можно выкручивать смыслы через колено, искать сенсации и тайные знаки в судьбе режиссера. Можно. Но не нужно. Балабанов не любил разговоров о себе, он вообще не особо любил разговоры, но по роду профессии был вынужден иногда показываться на глаза и давать ёмкие интервью. Говорил он о кино.
За свою творческую жизнь Балабанов освоил целый пласт киножанров. Он снял арт-хаусный «Про уродов и людей», аккуратно стоящий в фильмографии между двумя «Братьями», снял «Замок» по Кафке, боевик «Война», карикатуру на собственный стиль - комедию «Жмурки», жуткий «Груз-200», «Морфий» по Булгакову, меланхоличного «Кочегара» и мудрый финал - картину «Я тоже хочу».
Народный интерес к Балабанову начался с «Брата». Данила Багров сразу стал героем поколения. Не уверен, что ролевой моделью в плане действий (всё-таки странно ходить и стрелять в людей, покупая перед этим арбуз), но в плане некой ментальности - он был близок почти каждому. Вышедшие когда-то из кинематографа корневые понятия силы и правды преломляются Балабановым почти по-детски, но вместе с тем невероятно убедительно и правдиво. Данила приехал к брату не для того, чтобы людей убивать, он просто приехал к брату. Брат оказался преступником и редкой мразью, но это брат и его должно любить и помогать ему. К тому же и деньги, вроде, неплохие дают. С сумкой денег Данила в итоге и уезжает в Москву.
«Брат 2» - совершенно другой фильм, но сумка денег всё та же. Во втором фильме Данила увозит деньги из Америки. В каком-то смысле, Балабанов просто обыгрывает сказочный мотив заветного клада, но, как и всякий хороший сказочник, Балабанов - невесёлый сказочник. Андерсен был печален, братья Гримм даже страшны, Балабанов провоцирующее честен.
Балабанов был из того разряда режиссеров, которые предпочитают работать, он не набивал рейтинги, светясь на раутах. Почти все его фильмы сняты по авторским сценариям. Сергею Сельянову, другу режиссера и его продюсеру несказанно повезло работать с Балабановым. Хороших сценаристов сейчас мало.
Алексей Октябринович был рокером. Он вырос из Свердловского рок-клуба и был вхож в питерскую рок-тусовку. Каждый его фильм - это почти клип. Музыка всегда работает на картинку. Я смотрел «Брата» раз двадцать, последний раз года два назад и каждая сцена из фильма связана для меня с той или иной песней. Балабанов делал очень важное и полезное дело: он сохранял имена. Уже сегодня не все подростки знают Настю Полеву, Наутилус, Олега Федорова, а так - услышат песню, понравится - набьют OST в поисковике и запомнят.
В последних своих фильмах Балабанов почти не работал с профессиональными актерами. Он ценил живой кадр и живое актерское исполнение - профессиональные актеры не всегда могут дать ту документальную фактуру, что ценилась «поздним Балабановым». В фильмах Балабанова сыграли свои роли яркие актеры нашего времени: от Алексея Панина до Никиты Михалкова, от Сергея Маковецкого до Александра Баширова, от Ренаты Литвиновой до Оксаны Акиньшиной и Агнии Кузнецовой. Балабанов отдал должное и актерской школе.
Балабанов - художник очень неординарный. Каждый его фильм после «Брата» становился событием. Восторженно, обличительно, негодующе - но так или иначе о нем говорили и его обсуждали. Резонанс фильма «Груз 200» был таким, что билетеры в кинотеатрах отказывались продавать на него билеты. О каждом фильме режиссера можно говорить и спорить часами.
Сегодня мы уже не ждём новых фильмов Балабанова. Режиссер знал, что болен, знал, что умрет и хотел пригласить доснимать свой фильм (о Сталине) Эмира Кустурицу. Переговоры должны были быть летом…
Лучшее, что мы можем сделать в память о художнике - это помнить его картины. Фильмы Балабанова нужно пересматривать, режиссер говорил языком кино о коренных вещах, всегда важных и актуальных и это важно услышать и важно помнить.
Балабанов - это не пиф-паф и лужи крови, это про вечное возвращение, это исповедь и оправдание жизни. Мне так кажется.

Балабанов

Previous post
Up