В.П. Головин. Мир художников раннего Итальянского Возрождения. Очерки визуальности. НЛО, М., 2003.
Пожалуй, впервые я читаю отечественный труд, рассказывающий о мастерах Италии XV века с точки зрения не только самого искусства
- его развития, взаимовлияний, индивидуальных и типологических характеристик. Читаю труд, передающий повседневную атмосферу, в которой происходило формирование новой эпохи художественного мышления: жизнь мастера и профессионального цеха (еще средневекового по своему устроению). Цех как сообщество, распределение обязанностей, ролей, доходов с расходами.
Самосознание художника и как оно отражается на организации его работы, оценка своего дела в эстетическом, идеологическом и финансовом выражении.
Психологические изменения, семейные и бытовые подробности как типологические для мастеров раннего Возрождения. Ремесло, творчество, индивидуальность, массовость, интеллектуальные возможности и потребности в среде художников.
Взаимоотношения с заказчиками. Критерии оценок покупателями. Контракты и траты.
В целом - сама жизнь во всех ее проявлениях, в центре которой искусство.
Так не писались искусствоведческие тексты в советское время. О личностях, о конкретностях жизни художников не принято было размышлять или проводить исследования.Поэтому в советских книгах по искусству приходилось продираться сквозь сухомятку бесконечных стилевых и композиционно-технических описаний. Приходилось и приходится.
Фактически всю российскую, т.е. советскую, искусствоведческую литературу 30-80-х нужно, если не переписывать, то дописывать, включая в исследования богословие, философию, психологию, экономику, социологию и реальную, не только марксистско-ленинскую, историю.
Это то, что активно делает в последних книгах О.С. Попова, то, что блестяще осуществлено Львом Лифшицем и Михаилом Алленовым в двухтомнике "История русского искусства". То, что в немногих трудах успел сделать Витя Головин. Но, Боже мой, какая же это капля в море.
Горе нам, все понимающим, но не пишущим.