(no subject)

Jul 17, 2013 02:24

Дочитала «Нью Йорк вне себя» Рема Колхаса.
Манифест Манхэттена «задним числом», созданный голландским архитектором. Одним из наиболее интересных современных практиков. Он строитель Штаб-квартиры CCTV Китая «штанишки», и он же автор Каза-да-Музика в испанском Порту. Он же теоретик деконструктивизма. Что есть особенность последнего времени - блистательный практик и блистательный теоретик в одном лице, причем теоретик-беллетрист. Настолько увлекательно описан НьюЙоркский миф.

Прелюдия текста - подробное описание аттракционов Кони-Айленда, которое прочно связывает весь последующий разговор с идеей фэнтези, выстраивающейся в реальности на глазах у потрясенной публики. Так как в НЮ я пробыла лишь неделю, он у меня вызвал чувства, идеально соответствующие теоретизированию Колхаса.

Нет, не тесно и не каменные джунгли 20-30-х, скорее невероятно удобно, комфортно и стиснуто парадоксальной архитектурой, что действительно откликается венецианскими улицами, из которых периодически, как и здесь, нужно выходить на океанскую-морскую пустоту. Типизация парадоксального в строениях тоже вполне черта венецианская. Как там, так и здесь, в какой-то момент понимаешь, что раскрывающееся почти бесконечно, вариативно, сложно пространство, скорее внутри зданий, нежели есть то, что их окружает. Так в последний раз открытием наряду с дворцом Фортуни был многоэтажный современный торговый центр с эскалаторами в одном из дворцов же. Так захватывает дух внутри Метрополитен музея от Египетского храма, перевезенного сюда и поставленного на острове посреди водной глади.

Образ вавилонской башни или вавилонских башен по отношению к НЮ уже давно набивает оскомину, а после проектов Иофана, небоскребов Дубаи и особенно сентября 2001 года кажется скорее неприличным. И Колхас это хорошо знает. Гораздо интереснее образ Ноева ковчега - попытки в каждом из зданий создать завершенную в себе, не требующую выхода до определенного времени полноценную насыщенную жизнь с офисами, бассейнами, садами, апартаментами для жилья, ресторанами, клубами и прачечными с парковками. Ковчег в эру тотальной перегрузки. Уже не просто идея геометрической прогрессии роста площадей на одном участке. Скорее - параллельное мышление с домами коммуны Советской России и жилыми единицами Ле Корбюзье.

На спор с Корбюзье Колхас в итоге и выходит, также как и на противостояние мышлению Дали. Через восприятие НЮ или точнее Манхэттена в книге производится толкование параноидально-критического метода  Дали - кровотока сюрреализма. Через ПКМ Дали дается образ архитектурного мыслительного процесса Ле Корбюзье. Заключением же почти детективного повествования об идеях гения архитектуры XX века является рассказ об окончательном провале «Лучезарного города» - анти-Манхэттена (как прежде анти-Москвы, анти-Парижа),  ибо НЮ уже возведен и не сносим, как бы ни желал этого Француз.

В детективно-архитектурном стиле описаны фигуры Раймонда Худа (Рокфеллеровский центр), Рокси (Радио-сити), Харви Уайли Корбетта (именно он теоретизирует на тему Манхэттена как хорошо модернизированной Венеции) и многих-многих других.

Книга заканчивается фантасмагорией плавучего плавательного бассейна, сконструированного в Москве 23 года. Архитекторы/строители, они же спасатели (как внутри самого бассейна, так и спасатели, радикально улучшающие мир с помощью архитектуры) в один прекрасный день замечают, «что если всем вместе плыть из одного конца бассейна в другой, дружно загребая воду, то бассейн начинает медленно двигаться в направлении, противоположном движению пловцов. Они потрясены непредвиденной динамикой». В начале 30-х архитекторы/спасатели решают его использовать, чтобы вырваться на свободу по воде, ибо бассейн - «это манхэттенский квартал, построенный в Москве и теперь стремящийся занять естественное для себя место». Бассейн начинает продвигаться  и после сорокалетнего путешествия причаливает рядом с Уолл-стрит в 1976 году. Ньюйоркцы растеряны внезапным наплывом конструктивистов, и чтобы покончить с конструктивизмом решают вручить своим так называемым коллегам коллективную медаль. После чего те занимают привычные позиции. Через пять минут сталь их бассейна врезается  в пластик монумента перед отелем «Дворца благоденствия». Оптимизм против пессимизма.

Рем Колхас в последних абзацах книги обозначает свою собственную генеральную линию деконструктивизма, корни которого видит, в частности, в фантастической истории строительства НЮ 20-30-х. и  беспрерывном диалоге с практикой и теорией конструктивистов.

Чрезвычайно захватывающее чтение.

Рем Колхас. Нью-Йорк вне себя: ретроактивный манифест Манхэттена. Strelka Press. 2013.

art, books, work

Previous post Next post
Up