(no subject)

Feb 28, 2012 13:12

По работе.



Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. Репин. 1881 г.

Предсмертный портрет Мусоргского занимает особое место. Это уникальный документ, запечатлевший артисти­ческую личность на грани распада; момент, когда великий компо­зитор и юродивый, алкоголик, люмпен сосуществуют в одном теле и одной душе.
Мусоргский изображен в зеленом больничном, небрежно за­пахнутом халате с малиновыми отворотами. Он весь на свету, отчего фигура его особенно жалка; свет безжалостно лепит рыхлое, опух­шее лицо сизого оттенка с «красным носиком картошкой» - по выражению Репина, с растрепанными светло-русыми волосами и спутанной бородой. Но этот же свет притягивает внимание к ог­ромным, бездонным серо-голубым глазам композитора, которые становятся магнетическим центром портрета. В этих глазах - щемящая чистота и тихая, скрытая мука. Мусоргский не то при­слушивается к угасающим в его сознании звукам, не то покорно ждет смерти. Это высшее смирение юродивого, сознающего, что,выполнив свой долг и отдав себя на растерзание в этой жизни, он идет на встречу с высшими силами, самим Богом.

Тело Мусоргского еще не успело остыть, а Стасов уже привез этот портрет Репина на выставку передвижников в Петербурге, где он немедленно вызвал ожесточенные нападки за свой беспо­щадный реализм и откровенность, но также и восхищение. Глава передвижников, златоуст Крамской уселся на стул и, придвинув­шись к портрету Мусоргского почти лицом к лицу, пожирал его глазами, восклицая при этом: «Это невероятно, это просто неверо­ятно!» Действительно, в искусстве XIX века равным по силе репин­скому изображением композитора является лишь знаменитый портрет Шопена кисти Делакруа.



1838 г.

work

Previous post Next post
Up