В случае принятия новой Конституции от Виктора Ющенко Севастополь может стать обычным райцентром.
31 марта аккурат к всенародному празднику Дурака гарант Конституции и Президент Украины Виктор Ющенко обратился с посланием к Верховной Раде. В этот же день Виктор Андреевич подал в парламент проект закона о внесении изменений в Конституцию, а фактически текст нового Основного закона.
Наиболее резонансные инициативы Президента: введение на Украине двухпалатного парламента, расширение объема президентских полномочий, фактическая ликвидация автономии Республики Крым получили широкий резонанс среди политиков, экспертов и журналистов.
Однако жителей Севастополя больше всего интересует, какая судьба ждет наш город в случае принятия нового текста Основного Закона. Увы, опубликованный на официальном сайте Президента Украины законопроект
«О внесении изменений в Конституцию», не дает однозначного ответа на этот вопрос.
Севастополь без статуса.
В действующей Конституции Украины Севастополь упоминается несколько раз. Во-первых, наряду с Киевом, Автономной Республикой Крым и областями Украины наш город является отдельной административно-территориальной единицей страны (статья 133 действующего Основного закона).
Во-вторых, в Конституции декларируется необходимость принятия особого закона о статусе Севастополя, который бы определял особенности осуществления в городе местного самоуправления (статьи 133 и 140).
В-третьих, отдельно отмечено, что в Севастополе и Киеве, как и в областях действуют государственные администрации - органы государственной исполнительной власти, подотчетные непосредственно Киеву, а не местной громаде (статья 118), чьи полномочия также должны быть прописаны в отдельном законе. Как отмечено в Переходных положениях, до принятия закона о статусе Севастополя Севастопольская госадминистрация выполняет функции исполнительного органа местного самоуправления - исполкома совета (пункт 10 Переходных положений действующей Конституции).
В проекте Конституции, предложенным Виктором Ющенко, Севастополь не упоминается в основном тексте, о нем идет речь лишь в Переходных положениях. Согласно этим положениям через девять месяцев после принятия Конституции на Украине должны пройти выборы местных советов. До этих выборов Севастопольская городская государственная администрация осуществляет свои полномочия также как и ранее. После выборов Севастопольский городской совет формирует Исполком и в этот же день глава Севастопольской городской администрации слагает свои полномочия и увольняется с должности Президентом Украины (статья 11 Переходных положений проекта Виктора Ющенко).
Значит ли это, что в случае принятия новой Конституции в Севастополе будет действовать полноценная схема местного самоуправления, как и в любом другом городе страны с выборным мэром и исполнительным органом местного совета, а назначаемые чиновники администрации и война властей уйдут в прошлое? Чтобы ответить на этот вопрос надо вкратце проанализировать концепцию местного самоуправления, изложенную авторами президентского законопроекта в соответствующем разделе проекта (раздел IX) Основного Закона.
Местное самоуправление от Виктора Ющенко
В ходе начавшегося рекламного турне по разъяснению гражданам страны положений новой Конституции Виктор Ющенко утверждает, что она расширяет полномочия местного самоуправления. Однако, если вчитаться в текст законопроекта, то напрашивается вывод, что обещанная Президентом децентрализация власти является фикцией.
Фактически в стране сохраняется та же самая система местного самоуправления, которая прописана в существующем законе. Более того, количество чиновников и администраций, судя по всему, только возрастет.
На сегодняшний день на Украине действует двухуровневая система местного самоуправления. В селах и городах (за исключением Севастополя) действуют местные советы, их исполкомы и избираемые городские головы. В районах и областях (а также в Севастополе) избираемые советы не могут формировать исполнительные органы власти. Здесь исполнительную власть осуществляют подотчетные Президенту государственные администрации.
Согласно законопроекту эта система в общих чертах сохраняется, отличия лишь в способах назначения чиновников (райадминистрации и их главы теперь подчинены не Президенту, а главам соответствующих обламдинистраций). Кроме областных администраций теперь появляются президентские администрации Автономной Республики Крым и «городов, приравненных по статусу к области». Более того, представительства администраций теперь могут действовать во всех городах и районах той или иной области! (статья 166 проекта Виктора Ющенко). Правда создание таких представительств это не обязанность, а возможность, которая предоставляется главам областных администраций. Но не стоит сомневаться, что если такая возможность прописана в Конституции она будет обязательно реализована.
Таким образом, двоевластие и противостояние местной и государственной исполнительных властей (подобное тому, которое мы сейчас наблюдаем в Севастополе), теперь будут охватывать не только области и районы, но и все административно-территориальные единицы страны за исключением сел и поселков. В результате местное самоуправление нивелируется, а права территориальных общин полностью зависят от воли президента и назначенных им чиновников.
Город-область или город-район.
Какое место займет в этой системе Севастополь? Об административно-территориальном устройстве Украины в президентском проекте Конституции почти ничего не говорится. Он, в отличие от действующей, даже не содержит списка административных единиц, которые входят в состав государства. В статье 3 проекта отмечается, что вопросы административно-территориального устройства будут решены отдельным законом.
При этом ряд революционных новшеств, которые содержатся в проекте Конституции Виктора Ющенко, заставляют нас предполагать, что текст этого закона уже хранится где-то в недрах президентской канцелярии. Правда, он еще не обнародован, поэтому все, что говорится дальше можно отнести к области футурологии.
О каких новшествах идет речь? В законопроекте упоминаются совершенно новые административно-территориальные единицы: города, приравненные по статусу к области или району (статья 3 проекта Основного закона).
«Город, приравненный по статусу к области» является субъектом административно-территориального устройства страны. Также как и в областях и Киеве, исполнительную власть в нем осуществляет не местное самоуправление, а администрация, глава которой назначается Президентом (статья 166 проекта Конституции). Среди привилегий таких городов - избрание представителей в верхнюю палату парламента Сенат. В статье 3 проекта Конституции от Виктора Ющенко отмечается, что критерием приравнивания города к области является «определенная законом численность жителей». Какая численность, не говорится. Однако нетрудно догадаться, что речь, скорее всего, идет о городах-миллионщиках вроде Одессы, Харькова или Донецка. В них фактически предлагается демонтировать систему местного самоуправления и заменить ее администрациями.
О «городах, приравненных по статусу к району» в проекте говорится еще меньше. Критерием для создания города-района также названа численность жителей. В городе-районе действует представительство администрации, глава которой назначается главой соответствующей областной администрации.
Можно предположить, что по мысли авторов конституционной реформы Севастополь может стать городом-областью. Однако, учитывая пылкую «любовь» к Севастополю Виктора Ющенко, а также население явно не дотягивающее до области не исключено, что «особым статусом Севастополя» при принятии новой Конституции будет статус города-района, состоящего двух сельских, одной поселковой и двух городских (Севастополь и Инкерман) громад.
Не исключено, что само определение «город, приравненный по статусу к району» появилось специально с прицелом на Севастополь, хотя такой же статус могут получить некоторые другие города, включающие в себя сельские и поселковые общины (вроде Ялты или Алушты). Маловероятно, что город-район Севастополь войдет в состав АРК, скорее всего его включат в состав одной из ближайших областей вроде Одесской или Херсонской, «губернатор», который и будет формировать здесь «представительство государственной администрации».
Конечно, все это лишь предположения, поскольку президентская команда, пока тщательно скрывает от общественности свои планы административно-территориальной реформы. Но, как известно, нет ничего тайного, что рано или поздно не стало бы явным.
© Андрей Васильев, «Севастопольский Бриз»