Третья мать

Sep 23, 2008 21:32

«Мать Слез» - третий фильм из трилогии Дарио Ардженто о Трех Матерях, создание которой растянулось на 30 лет, - безусловно, был одним из самых ожидаемых проектов в индустрии неформатного кино.

Первые две части: «Suspiria» и «Преисподняя» вышли в свет в 1977 и 1980 годах. О начале съемок «Матери слез» было заявлено еще в 2003 году, но работа над фильмом завершилась только в 2007. Премьера состоялась на международном кинофестивале в Торонто в октябре того же года, после чего картина оказалась в весьма ограниченном прокате в США, Канаде и Италии, поскольку прокатчики присвоили ей самый низкий рейтинг: ограничение по возрасту NC-17.

До пост-советских кинотеатров она, разумеется, не добралась, но вышла в России на лицензионном DVD.

Сам режиссер заявил, что третий фильм трилогии будет касаться таких тем, как «мистицизм, алхимия, терроризм и гностицизм».

Дарио Ардженто, которого называют «итальянским Хичкоком», решил снять трилогию о Трех матерях в конце 70-х годов прошлого века после нескольких лет изучения западноевропейского эзотеризма.

Основа сюжета была заимствована из книги английского писателя-романтика и эссеиста 19 века Томаса де Куинси «Исповедь английского опиомана». Эссеистика Куинси оказали колоссальное влияние на европейский сюрреализм, а также таких авторов как Хорхе Луис Борхес и Шарль Бодлер. Последний под влиянием книги Куинси написал эссе о собственном опыте употребления гашиша и опиума «Искусственный рай».

В «Исповеди» Куинси есть поэма в прозе «Левана и Богородицы скорби», в которой речь идет о «трех сестрах»: Mater Lacrymarum - Матери слез, Mater Suspiriorum - Матери вздохов и Mater Tenebrarum - Матери тьмы. Автор называет их «воплощениями скорби», тремя Грациями, тремя Музами, тремя Фуриями. Эти три матери представляют собой «силы, способные сотрясать человеческое сердце», сбивающие человека с пути и вводящие его в соблазн, отнимающие надежду и изгоняющие любовь. Но их проклятие позволяет «обрести совершенство в очистительном горниле», «узнать чудовищные тайны» и «воскреснуть, прежде чем умереть».

В мифологии Ардженто, которая изложена в «Преисподней» они предстают в виде трех ведьм. Итальянский алхимик Варелли построил для них три обители в Фрайбурге, Нью-Йорке и Риме, откуда они «управляют миром при помощи вздохов, скорби и тьмы».

Нельзя не заметить связь мифологии Ардженто с восточной эзотерической концепцией о семи «башнях Сатаны», с которой познакомил европейских читателей французский философ и мистик Рене Генон.

Согласно мусульманской сакральной географии «Башни Сатаны» - святилища, воздвигнутые на местах низвержения падших ангелов. Они представляют собой «места силы» с обратным знаком и обеспечивают связь черных магов с князем Тьмы, поддерживая центры контринициации во главе которых стоят «святые Сатаны» (эвлия аль-шайтани).

Отголоски этой концепции мы встречаем у немецкого антропософа Рудольфа Штейнера, книги которого изучал Ардженто в период работы над первыми двумя фильмами трилогии. Штейнер, опираясь на средневековые романы о Граале, указывает на сицилийский замок Кало бобо - оплот Сил Зла, в котором концентрируется враждебность по отношению к Традиции. Этот замок является резиденцией богини Иблис - женский вариант имени Иблиса - мусульманского Люцифера. Иблис заключает союз с калабрийским магом Клингзором, чтобы атаковать замок Грааля и этот союз становится причиной многообразных бедствий и катастроф.

Перед съемками «Suspiria» Арджентно специально ездил в Дорнах, швейцарский город, где Штейнер проводил свои занятия. «Колледж танцев» в этом фильме - центр ведьмовского братства- является собирательным образом общин Штейнера и мага Георгия Гурджиева, автора книги «Рассказы Вельзевула своему внуку».

Сторонние наблюдатели, посещавшие балетные представления Гурджиева единодушно отмечали «ирреальный, фантасмагорический характер этих зрелищ, действующими лицами которых были как бы уже и не люди, а расчеловеченные существа, живые марионетки».

Сама Мать вздохов из «Suspiria» имеет много общих черт с небезызвестной Еленой Блаватской (что признал в одном из интервью сам маэстро Ардженто), чье Теософское общество по авторитетному мнению Генона было одним из центров контринициации, созданных «святыми Сатаны».

Подобно школе Штейнера в Дорнахе, фрайбургский «колледж танцев» в конце фильма сгорает в огне.

«Suspiria» сразу получила культовый статус, во многом благодаря новаторству режиссера. Галлюциногенная цветовая гамма была создана при помощи старой пленки Technovision, которая позволяла достичь нереальных цветовых оттенков и почти не использовалась в широкой практике.




Второй фильм серии «Преисподняя» оказался непохожим на первый, и не был принят даже большинством поклонников Ардженто. Здесь режиссер сосредоточился на более сложной теме: алхимии и алхимической символике. Это самый сюрреалистичный и загадочный фильм трилогии, в котором логику сюжета, также как и в классической алхимии заменяет метафора. Игра с цветами, фантасмагорические картины, музыка Джузеппе Верди и красивые женщины (к сожалению, заканчивающие в расфасованном виде) - все это дает фильму незабываемый колорит.




В «Третьей матери» мир идет к своему логическому завершению, апокалипсис наступает, улицы Рима охвачены эпидемией насилия на фоне картин Иеронима Босха, а в знаменитых римских катакомбах происходит ведьмовский шабаш. Катакомбы бывшие сосредоточением христианской святости под влиянием сил контринициации превращаются в место, наполненное «мерзостями земными».




В заключительной части трилогии больше экшэна, но меньше сюрреализма, барочной атмосферы, буйства красок и цветофильтров первых двух частей.

Конечно, фильмы Ардженто относятся к категории элитного кино и вряд ли будут понятны простому обывателю. Но стоит отметить, что в них затрагиваются обширные пласты европейской культуры, с которыми должен быть знаком каждый человек, претендующий на образованность.

И, наконец, самое интересное… В «Трех матерях» мы узнаем, что родиной трех ведьм являются «берега Черного моря». Сам Ардженто пообещал в ближайшем будущем снять приквелл трилогии о происхождении «трех матерей». Так что, как знать, не будут ли события этого фильма развиваться в Крыму. Ведь ведьмы Ардженто говорят на русском языке…

© Андрей Васильев, «Севастопольский Бриз», День независимости Украины

Неформатное кино, Конец света, Рене Генон

Previous post Next post
Up