со вчерашнего дня я помощник тренера в детской группе дзюдо в нашем клубе.
про группу:
в клубе есть несколько детских групп, разделение идёт по возрасту и уровню.
групп для начинающих было 3, но самая младшая из них (3-6 лет) недавно закрылась из-за переезда тренера. пока желающих кувыркать по татами толпу кукол, да ещё и посреди рабочего дня, почему-то не нашлось и детям предложили перейти в другие группы.
Ш. (тренер четверговой группы) посмотрел на малышей и принял героическое решение "подобрать" всех от 5ти лет и старше (они уже условно-адекватные). его группа позиционируется как "6-9 лет, начинающие", но теперь там по факту от почти 5ти и до 13ти. кроме добавившихся малышей, есть ещё несколько начинающих почти подростков, которые боятся идти в продвинутую группу, потому, что там их больно бросают. в среднем на занятии в этой группе около 20ти детей.
про занятия:
всего занятие длится 1.5 часа. для 5-6 летних это дофига, они привыкли к 40ка минутным тренировкам. то есть надо переключать и развлекать.
сперва общая разминка - гоняем детей по татами, кидаем в них мячиками, в кого попали - тот приседает или отжимается. стараться не сбивать с ног и не давать им кидать друг в друга, а то будут травмы (Ш. говорит, что проверено опытом).
потом разминка с техническими элементами - таскать друг друга на спине, прыгать через друг друга, ползать, тащить, итд. тут тренируется базовая координация, умение отличить ноги от рук и хоть какое-то равновесие. если таскают друг друга и по весу тяжело - то тренер/помощник поддерживает "груз" за пояс. отдельно надо смотреть, чтоб двое 13ти летних лбов не травмировали друг друга от избытка усердия.
потом падения и кувырки. показывать как надо, смотреть как делают, подсказывать что можно поправить.
дальше зависит от состава группы и цели занятия. броски и захваты, но в игровой форме. тренер показывает на мне, потом смотрим, что делают дети и корректируем. когда их нечетное количество, оставшийся в одиночестве получает в пару меня.
в конце занятия игровые поединки "сумо" - выпихивание друг друга с мягкого мата.
как я там оказалась:
всё по знакомству и стечению обстоятельств - тренер (Ш.) занимается с нами в хобби-группе по вечерам, а его ассистент в последний год (Р.) это один из моих напарников по тренировкам в субботу. в последнее время, из-за тяжёлого диагноза у его папы, Р. часто уезжает на север, проведать родителей, и не всегда попадает на занятие. плюс с увеличением группы засчёт малышей, одному Ш. вести занятие очень сложно, а к экзамену готовить вообще нереально. там даже вдвоём сложно, поэтому Ш. в любом случае думал про второго помощника.
как я люблю понимать засчет чего выполняются броски и разбирать варианты исполнения, знают уже многие, а Р. особенно - мы часто на субботних занятиях смотрим, какие из техник подошли бы "его" детям в группу. и про мои размышления "а не прослушать ли мне семинар для помощников тренера, там могут интересное рассказывать", Р. был тоже в курсе. и хотя формально на помощников тренера берут с оранжевого пояса, когда я думала про этот семинар наши тренера заверили меня, что даже если я к тому моменту не успею сдать оранжевый, на семинар они меня всё равно запишут.
когда стало понятно, что ему надо больше времени для родителей, Р. в первую очередь спросил у меня, не хочу ли я уже сейчас начать ассистировать.
я посоветовалась с А. (который не только тренер, но и мой близкий друг), он подтвердил, что технически я готова, не смотря на цвет моего пояса я знаю и понимаю сильно больше, чем обычно ожидают от помощника, и он бы меня точно взял.
получив такую поддержку я сказала Р., что я готова попробовать, если Ш. не против.
Ш. был только рад. ему очень нравится мой подход и понимание принципов, ему не мешает, что я на голову его ниже (ему же меня бросать, для демонстрации группе) и вчера уже было первое занятие с моим участием в роли помощника тренера.
что дальше:
раз в неделю, в четверг, я работаю на час меньше (это не проблема, расписание у меня всё равно гибкое и я компенсирую в один из других дней) и еду в клуб. там 1.5 часа ассистентом, 1.5 часа перерыв и потом 1.5 часа моё обычное вечернее занятие.
мне выдадут ключ и код от клуба, потому, что иногда Р. и я будем проводить разминки самостоятельно, если Ш. не будет успевать к началу (у него специфическая работа и иногда бывают авралы).
у Р. полная свобода действий - может ехать к родителям на любой неделе, без угрызений совести.
мы уже сверили календари, отпуска и поездки до начала летних каникул - до июля будет 2 занятия, которые мы с Р. будем вести полностью самостоятельно, без Ш.
в начале апреля у группы экзамен на пояса, сдавать будут не все, но довльно многие. ближайший месяц в основном работаем над подготовкой к экзамену. (и пытаемся сосчитать детей, проверить наличие у них записи в клубе и в ассоциации, итд). из-за смешения групп даже Ш. пока не очень представляет кто у него занимается, и не всех различает по именам.
для моего дальнейшего развития, Ш. решил перенести свою тренировку в хобби группе с понедельника, на четверг, чтоб тратить 1.5 часа перерыва на обсуждение занятия, планирование программы и обучение меня преподаванию. я такого энтузиазма от него даже не ожидала и слегка в шоке.
чуть не забыла - мне надо будет заполнять листок отчётности и мне за занятия будут платить. я рыдаю от умиления и пытаюсь понять, как бы пожертвовать эти деньги на пользу клуба. я даже не уточнила, сколько там, настолько это не актуально.
и про вчера (надо же мне и впечатлениями поделиться!):
вчера было занятие-люкс: Ш. и аж 3 помощника - Р., я и Матео (наш французский ученик по обмену). у него это последняя неделя, сегодня приезжают его родители и завтра после занятия увозят его домой. последние 3 месяца он вполне успешно ассистирует в этой группе. да, ему 13 лет, как и двоим из учеников этой группы. но их уровень сравнивать просто не честно, ощущение, что это разные биологические виды (и я не про дзюдо).
вчера нам особенно удалось приветствие. сперва мы подождали, пока 18 детей построились в линию. потом мы им намекнули, что хорошо бы, чтоб линия была в одну линию, а не в 3. потом они выбирали, на какой из линий будут строиться, и опять перемешались. потом мы их слегка подровняли (стоять рядом друг с другом, а не в метре от следующей группки - это очень сложная задача). потом мы завязали пояса тем, кто сам не справился. потом мы опять подравняли линию и приготовились здороваться... и вдруг Ш. бодро сообщил "у нас сегодня кто-то новый. она наверняка хочет представиться и что-нибудь вам сказать, да?".
у меня на автомате вышло только "нет, спасибо". Р. и Матео ржали так, что линию пришлось строить заново.
Ш. хороший педагог, всего через 10 секунд я здоровалась с детьми, рассказывала как меня зовут и надеялась, что нам будет интересно вместе заниматься.
после разминки детей разделили по уровням - Ш. и я взяли белых, Р. и Матео остальных. к моему удивлению, дети слушаются. даже пытаются что-то сделать. и у них иногда даже что-то получается.
самая маленькая девочка занималась со мной лично, ей не хватило пары. я сумела дать ей меня бросать и мы даже улучшили понимание, куда надо тянуть. понятно, что мне пришлось заниматься стоя на коленях, но в общем это было похоже на правду. Ш. ничего не сказал, значит всё ок.
выводы:
я сошла с ума. но это не новость :)
я напрасно завидовала детям. последний год, пока я падала и кувыркалась, я всегда думала, что взрослому сложнее начинать и нет навыков. вчера я увидела, как сложно детям нарабатывать эти самые навыки, когда нет координации! это не то, что у них какие-то проблемы, совсем нет. просто они ещё не умеют делать разное и это занимает намного больше времени, чем у меня, в моём взрослом возрасте. почему-то я очень удивилась.
где б взять ещё пару дней в неделе?