Эпоха безличности...

May 01, 2008 14:05


Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.
(Сергей Есенин 1924г.)

Как определить нашу эпоху? Казалось бы, что может быть проще? Ведь мы живем в ней, творим её, развиваемся вместе с ней. Мы - участники этой эпохи, и она должна быть нам наиболее близка. Я тоже так думал, но когда преподаватель задал этот вопрос в аудитории, по наступившей тишине стало понятно, что все не так уж и просто…
С какой точки зрения подойти? С точки зрения истории - не получается, ведь мы еще не окончили исторический промежуток. Если же сказать, что он завершился, то мы будем вновь не правы, так как задача охарактеризовать современную эпоху, а не «завершившуюся». С точки зрения экономики, мировой ситуации, политической системы, общественного уклада и так далее? Эпоха слишком сложное понятие, чтобы воспринимать её по одному из таких узких критериев. Возможно, тогда стоит взять выдающуюся личность эпохи, но кто может отразить в себе всю эпоху? И тут мы сталкиваемся с очередным вопросом - а что значит «отразить эпоху» и кого считать личностью?
Нам с детских лет пытались навязать, что каждый из нас личность. Это замечательно, но что тогда означает «реализовать себя как личность»? Какое-то противоречие - каждый из нас является «личностью», но он должен себя еще «реализовать». Даже если мы принимаем этот постулат, закрыв глаза на нестыковки, то вновь законный вопрос - что в современном понимании означает «реализовать себя как личность»? И тут можно получить много разных ответов, но… все они при дальнейших расспросах сводятся к необходимости наличия ресурса для самореализации. На просьбу же классифицировать ресурсы, большинство опрошенных молодых людей на первое место поставили деньги. И вот тут получается неприятная связка - чтобы охарактеризовать эпоху надо найти личность, но чтобы ей стать, нужны ресурсы, главным из которых для современного поколения являются деньги. А может эта цепочка упрощает нашу работу? Находим самого богатого человека России и называем эпоху, отталкиваясь от него. Казалось бы, все просто, но наличие денег является лишь ресурсом для реализации себя, но вовсе не факт, что эта реализация состоится…
За помпезность и возможно легкой наигранностью этих рассуждений стоит один крайне грустный факт нашего времени - для большинства людей стремление к накоплению денег приравнялось к пути самореализации…
Возможно, осуждать людей было бы неправильно, ведь последнее десятилетие существования советского союза было временем концентрации колоссальной энергетики. На смену 80-м пришли 90-е, которые открыли один их шлюзов для выхода этой энергии. Этот шлюз назывался рынком вперемешку с жестокими по отношению к людям реформами, которых, не спрашивая, вбросили в капитализм: без средств, навыков и каких-либо объяснений, с обвальной приватизацией на криминальной основе. И что было делать? Надо выживать, кормить семью. А на творческой или научной стезе заработать хоть что-то стоящее, как не старайся, было практически невозможно. Многие наши «умы» уехали на Запад, кто-то из них подался в бизнес, кто-то в политику, но в стране царил такой хаос, что разобраться «кто есть кто» было крайне сложно. Страна напоминала варварское государство эпохи раннего феодализма. Замечательно в нескольких строчках описал ситуацию один современный певец:
«А мы помчались в прошлое, сермяжное, лубошное,
С князьями да ватагами братвы.
Ликуй страна ядреная, жидом не покоренная
Гуляй от Енисея до Невы.
Таперичи (авторское) мы «арии», а этим вон очкарикам
И лицам с кучерявой бородой
Мы враз припомним Дмитрия, масонов с ваххабитами
Падеж скота и Ленина с ордой…»
В стране действительно творилось что-то непонятное: резкое падение уровня образования, культуры, морали, рост индивидуализма превратился в усиление взаимного недоверия. Масла в огонь подливал сам факт распада огромного государства, за которым последовали попытки пересмотра истории, копирование западных норм законодательства и ценностей, к чему прибавилась ломка, вызванная боязнью всего нового, которая засела очень прочно в умах наших людей. Тот же автор писал:
«Мне жалко территорию с сомнительной историей
И вечною угрозою извне,
С дырявыми законами, с неясными резонами
И страхом к неизбежной новизне;
Где власть играет силою, где имя и фамилия
Определяют качества души,
И мы нищаем Бродскими, Шагалами, Высоцкими -
Мол и без них мы сами хороши…»
Этот хаос плавно перетекал в период накопления капитала, который лишь усугублял положение культуры и морали в обществе. Нам всегда твердят, что русские ленивые пьяницы, и вообще варварский народ. По сравнению с Западом - возможно. Но мы не наследники Рима и католическо-протестантской мысли. Константинополь не второй Рим! Он другой! Совсем другая культура, совсем другие ценности. Для нашего человека социальный статус не определяется количеством материальных средств, мы не привыкли зарабатывать, наши люди всегда трудились. Труд - это процесс творческий, работа - производное от слова раб и смысла «делать что-то, чтобы выжить» переросло в «делать как можно больше, чтобы стать независимым». На нас пытаются наложить эти чуждые нам ценности, а когда они не приживаются или порождают хаос 90-х - проще списать неудачу на нехороши подопытных, нежели признаться в ущербности своих аксиом перенятых под копирку…
«Прощайте кибернетики, поэты и генетики -
Все те, кого успели позабыть.
Нам нынче не до личности, теперь вопрос наличности
Стоит острей, чем быть или не быть…»
И правда - зачем нам личность, когда есть цель - деньги, и средства - любые…
Но сказать, что у нас нет личностей, я бы не рискнул, да и верю сам, что они все же есть, но обезличивание народа, к сожалению, уже свершившийся факт…
Эпоха безличности - это, наверное, наиболее подходящее определение нашего времени. Положительные тенденции наметились, но пока они еще очень туманны. Да и не может народ с такой историей оставаться серой массой…

учеба, мысли о России

Previous post Next post
Up