Продолжение. Начало
здесь 8 августа. День первый (исход дня)
«…Над с. Галуанта стояли три наших танка и стреляли по грузинам, пытавшихся подобраться к селу и прикрывали бежавшее население из сел в округе. Дальше люди через леса перебирались на Зарскую дорогу, в п. Джава. Все спешили - кто знал, сколько смогут выстоять ополченцы села? Вскоре появился над селом грузинский самолет, но он не успел полностью разбомбить село, как появился русский самолет. Завязался настоящий воздушный бой, люди выходили из домов и смотрели на то, что происходило в небе. Вскоре наш самолет сбил грузинский. Но и русский самолет не смог много пролетать - скоро и он рухнул на землю. К счастью наш спаситель-пилот смог катапультироваться. Где-то через пять часов он самостоятельно добрался до с. Царитов (Цариты кау) У него рука была ранена...»
Возможно, это и другие сообщения о воздушном бое связаны с действиями штурмовиков парой - ведомый находится сзади и при ведении им огня (особенно из пушки) может сложиться впечатление обстрела впереди идущего самолета. Несколько позже, 10 августа появилось странное и противоречивое сообщение:
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/08/10/society/365780/0/«Третьи сутки - утро. В Джаву пришел российский летчик, самолет которого сбили накануне. Причем сбили, по его словам, наши же, еще и обстреливали, когда он летел с парашютом после катапультирования. На вопрос, почему так вышло, отвечает: борт запросили по системе свой-чужой. А он не ответил».
Это описание очень похоже на обстоятельства сбития Теребунского, однако совершенно непонятно, почему столь небольшое расстояние, при интенсивном потоке транспорта преодолевалось так долго. Или пилот не смог покинуть прифронтовую полосу в течении 9 августа, или имеет место ошибка в датировке. Вероятно, Теребунский все же повредил руку, ибо неясно, как можно самостоятельно прийти в Джаву через полтора суток со сломанными ногами. Возможно, что пилот не пришел сам, а был доставлен в Джаву спасателями. Кроме О.М. Теребунского, на роль незадачливого парашютиста, обстрелявшего свои войска, других кандитатов нет - экипажи Су-24 и Ту-22, сбитого вечером, оказались на грузинской территории, сбитый 09.08.2008г. комполка полковник Кобылаш Сергей Иванович подобран нашим вертолетом Ми-8, а майор Едаменко Владимир Евгеньевич погиб. Вариант уничтожения еще одного российского штурмовика 8 или 9 августа крайне маловероятен - данных, свидетельствующих об этом не приводят не только официальные источники, но и всевозможные интернет-форумы, хотя на них хватает различных слухов. Кроме того, в репортаже А. Сладкова о разведчиках 135-го МСП:
http://video.google.com/videoplay?docid=6607605650638532598утверждается, что 8 августа разведрота капитана Ухватова захватила в плен несколько грузинских военных, в том числе, летчика, сбитого над Цхинвалом. Но кроме Теребунского, разведчикам на тот момент просто некого было «захватывать» в плен! Кроме того, удалось обнаружить интересную реплику участника одного из интернет-форумов:
http://www.cross-worlds.ru/forum/index.php?PHPSESSID=8jfvp5ctaune9cr7846e4ienb2&topic=4989.msg125899#msg125899«… у меня родственник лежит сейчас во Владикавказе в госпитале с осколками в бедре (из руки уже вынули)….там у них лежит сбитый летчик с "Грача" - матерится на разведку - промухала хохлорадары у грузин - установка была про ПЗРК только - и говорит, что целеуказания раздали в конце июля…»
Опять таки, это может быть только Теребунский, сбитый именно ПЗРК.
В любом случае, на факт потери штурмовика тут же отреагировала грузинская пропаганда:
http://scrolllock.livejournal.com/76209.html#cutid119:18, 8 августа. К этому часу в течение дня сбиты пять российских самолетов. Последний - ровно в 19.00 недалеко от Цхинвали.
Под последним, вероятно понимается Су-25 Теребунского, к сбитию которого грузины не имеют никакого отношения. Фактически, к этому времени было сбито 2 российских самолета - Су-24 и Су-25 и поврежден еще один Су-25. Грузинские власти не откажутся от своих победных реляций и после войны, указывая в числе сбитых 08.08.2008г. 4 (!) Су-25 из 368-го ОШАП:
http://osradio.ru/news/all/eid/15906.html«…8 августа не только грузинские подразделения были подавлены и деморализованы из-за бомбежек русской авиации. В результате коротких, но эффективных противовоздушных боев грузинская сторона сбила 4 самолета типа СУ-25 Буденновского авиаполка (которые были на начальном этапе подключены к бомбежке грузинских территорий). После этого летчики полка отказались выполнять полеты, из-за чего в боевые операции включился авиаполк СУ-25, расположенный в Краснодаре.».
Указанное сообщение является чистым вымыслом, как в части потерь авиации, так и в части отказа пилотов выполнять боевые вылеты.
Однако день еще не закончился, и поздним вечером российские ВВС понесли самую тяжелую потерю в этой войне. Вечером 8 августа, на большой высоте, был сбит Ту-22М3 52-го ТБАП (Шайковка), возможно №36, с экипажем в составе подполковника Александра Ковенцова, майора Вячеслава Малкова, майора Виктора Прядкина, майора Игоря Нестерова. Подробностей этой потери достаточно много:
http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/«…Правда, затем выяснилось, что сбитый “Ту-22” в Грузию летал не один (по неофициальной информации, сначала их было 6, а потом еще 7).
… Когда в 14 часов ко мне пришел командир, я уже все знала, спросила только: взорвался самолет или нет? Он ответил: мы пока не знаем. Толком никто не видел - была слишком густая облачность. Саша шел ведущим. Ведомые заметили только, как к нему летели две ракеты. От одной он увернулся, но поймал вторую. Самолет стал падать и пропал в облаках. Поначалу они даже не поняли, кого потеряли, потому что сами разбегались от ракет: кто на высоту, а кто вниз. Затем, когда уже выстроились, чтоб лететь назад, увидели: сбит ведущий».
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/all«...там было не 8 а пять самолетов, кроме того было выпущено 6 ракет по данной группе. Попадание было только одно. Погибло трое летчиков … Так сказал мне командир 22-ой авиадивизии».
По первоначальным сообщениям он был сбит в районе деревни Карелии, впрочем, встречались и другие данные о месте падения обломков Ту-22М3:
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/all«…В ночь с 8 на 9 августа работала группа 52-го ТБАП (Шайковка), бомбили район н.п. Гори. В Моздок вернулось 7 машин. Один остался в Тквиави.».
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1219408809/150«…Ту-22 был сбит на границе между Южной Осетией и Грузией, обломки: кабина, три кресла и крышка фонаря обнаружены на юго-осетинской территории.
Информация предоставлена генерал-майором Александром Блаженко…Продолжается поиск бортовых самописцев. Поисковые работы затруднены гористой местностью...».
Как видно, район падения самолета заявлялся достаточно обширный. Более подробная информация была получена в передаче телекомпании Рен-ТВ от 21.02.2009г. Со ссылкой на очевидцев падения самолета, первыми обнаруживших катапультировавшегося майора Вячеслава Малкова, место можно определить более точно - западная часть Южной Осетии, на стыке Знаурского и Джавского районов, недалеко от г. Швильдиси и реки Дзирула, причем обломки самолета упали на территории Южной Осетии, а пилот приземлился в Грузии. Позднее появились и другие подробности:
http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/«- Малков что-то рассказывал после возвращения?
- Говорил, катапультировался в ручном режиме - и больше ничего не помнит. Приземлился на дерево. Сломал позвоночник. Его подобрали 8 грузинских военных и отвезли в Гори. Потом его показали по телевизору. А моего мужа с тех пор ищут.
Поисковики из ростовской армии не могли обнаружить самолет целый месяц. Только когда наш командующий Павел Васильевич Андросов - я ему очень благодарна - сам организовал и отправил группу поиска на место падения, дело сдвинулось. Утром 9 сентября пограничники наткнулись на катапультное кресло. По номеру определили, что это кресло командира. Оно сработало штатно. На расстоянии, на котором и положено, нашли вытяжной парашют. Если бы приземление было неудачным, то между креслом и парашютом лежал бы летчик. Но его там не было.
- Кресло было далеко от самолета?
- На расстоянии 1 км 200 м. Сам самолет, точнее, груду металла, обнаружили на границе Южной Осетии и Грузии, в 2 км от горы Швильгиси. Там же были останки двух тел».
Косвенным доказательством этому может служить отсутствие у грузинских пропагандистов достоверных фотографий сбитого самолета. Сбитый Су-24 был отснят со всех сторон, в том числе и сотрудниками грузинского журнала «Арсенал» уже после войны. А фотографий четко опознаваемых обломков Ту-22М3 (например двигателей, отдельных элементов планера) нет. В сети Internet мне не удалось найти и каких либо видеороликов, однозначно определяемых как уничтожение Ту-22М3. На единственной фотографии из журнала «Авиапарк» №4-2008г., обломки, «приписываемые» Ту-22М3, фактически являются обломками Су-24, сбитого возле деревни Дзевера, что можно безошибочно определить как по характеру местности, так и по частям самолета. Кроме того, грузинский военнослужащий, попавший в кадр, на другой фотографии позирует на крыле сбитого Су-24.
Ту-22М3 действительно упал на границе и вероятно, в ходе боев было не до съемок - а после войны эти территории отошли к осетинской стороне. Так же расплывчаты подробности потери. Из анализа множества сообщений можно предположить, что борт №36 был замыкающим в группе численностью от 5 до 8 Ту-22М3, наносящих бомбовый удар где то неподалеку от Гори, и возможно осуществлял контроль результатов удара. Учитывая, что сбитый самолет после катапультирования пилотов как правило пролетает какое то расстояние (чем и объясняется падение самолета на осетинской, а пилотов на грузинской территории) а так же своеобразную конфигурацию границы между Грузией и Южной Осетией в этом районе, можно предположить, что Ту-22М3 шел курсом приблизительно на Гори и был сбит до сброса бомб, причем налет группы был сорван и самолеты легли на обратный курс.
Не меньше версий имеется и по поводу причины потери бомбардировщика -его гибель приписывают практически всем ЗРК, состоявшим на вооружении грузинской армии, а так же техническим неисправностям. Встречаются и совсем фантастические версии, не подтверждающиеся другими данными:
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?printertopic=1&t=18167&postdays=0&postorder=asc&&start=325&sid=c49038b75496022d126b9f6eeced1734«…Ту-22М3Р - сбит российской ПВО, при отходе после удара на ПМВ…»
Исходя из того, что бомбардировщик был уничтожен над территорией Южной Осетии, в труднодоступном районе, маловероятно, что в первый же день конфликта грузинам удалось доставить в горы ЗРК«Spider» или «Оса -АКМ», имеющие сравнительно небольшую дальность стрельбы. Кроме того, согласно имеющейся информации, немногочисленные ЗРК«Spider» (одна или две установки) в дни войны находились под Гори, а техническое состояние ЗРК «Оса-АКМ» оставляло желать лучшего. Применение ПЗРК в условиях облачности затруднительно, да и сведения о нахождении в этом районе грузинских войск отсутствуют. Вероятнее всего, ТУ-22М3 был сбит грузинским ЗРК Бук-М1, имеющим большую дальность стрельбы..
Точное время гибели Ту-22М3 так же неизвестно, в уже упоминавшейся передаче телекомпании Рен-ТВ от 21.02.2009г. житель деревни Корбоули, наблюдавший падение бомбардировщика и первым обнаруживший Малкова, оказался в этом районе, отправившись за дровами, что плохо соответствует темному времени суток. Кроме того, есть и иная информация:
http://www.factnews.ru/article/16sep2008_pilot_2/Анонимный источник в российской военной разведке сообщил, что, по имеющимся данным, весь экипаж самолета катапультировался, и трое летчиков, возможно, до сих пор находятся в плену. "Есть показания очевидцев, которые видели, как экипаж в полном составе катапультировался. В небе они видели четыре купола парашютов со сбитого Ту-22. Мы не исключаем никаких версий, в том числе и версии гибели экипажа. Возможно также, что летчики до сих пор находятся в плену", - отметил он.
Грузинские информагентства сообщили о поражении российского самолета в 22:00:
http://som.livejournal.com/419670.html«8 августа 22:00 сбит российский СУ-24. Летчик взят живым. Телеканал Рустави 2 показывает кадры 8 августа»
Правда, тип указан неверно, но других потерь, тем более с попавшими в плен пилотами в это время российские ВВС не несли.
Неясность с судьбой экипажа сохраняется до сих пор. Достоверно можно сказать что майор Вячеслав Малков остался жив, а майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли. Судьба командира экипажа остается туманной. Вот первые сообщения о сбитых летчиках:
http://www.regnum.ru/news/1038813.html15:50 09.08.2008 По сообщению грузинских телеканалов, грузинской стороной задержаны трое пилотов, катапультировавшихся со сбитых над территорией Грузии российских бомбардировщиков, передает корреспондент ИА REGNUM. В настоящее время летчиков перевозят в Тбилиси. Напомним, что сегодня утром был также обнаружен труп пилота, управлявшего российским бомбардировщиком, сбитым над территорией Грузии около 11-30 9 августа.
http://news.mail.ru/politics/1934987/09.08 2008, 20:59 «Вести.Ru». Грузинская сторона назвала имя одного из пилотов, который управлял бомбардировщиком и был сбит в районе Гори. Это полковник Игорь Зинов. Его и еще двоих летчиков отправили в Тбилиси на допрос. Еще один летчик погиб, когда был сбит самолет.
В первом сообщении очевидно опечатка, речь идет о 23.30 8 августа, т.е. кто то из экипажа Зинова. Двое из пленных несомненно Малков и Зинов, но кто третий? Любопытна и следующая информация:
http://forum.anspress.com/index.php?s=daa4fb3518172d358eda03f125cb5a87&showtopic=6607&st=40&p=112651entry1126519 августа 14:00 Второй пилот сбитого грузинскими ПВО российского самолета пока еще жив, хотя находится в очень тяжелом состоянии. Второй допрашивается.
Неясно, идет ли речь о Зинове? Вновь интервью с пилотами в грузинской больнице:
www.kommersant.ua
"…В разговоре же выясняется, что у майора Малкова, чей самолет Ту-22 был сбит 9 августа, сломан позвоночник.
- В Гудушаури нам оказали первую помощь,- рассказывает майор.- Там мне фактически пришили руку, которую перебило то ли осколком, то ли еще чем-то.
…в неведении о судьбе троих членов своего экипажа находится и майор Вячеслав Малков:
- Наш "Ту" был приспособлен под аэрофотосъемку. Мы разведку вели, когда нас ракетой достали.
Плененные пилоты не жалуются на условия, но говорят, что из российского посольства их никто не посещал, зато навестила жена президента Михаила Саакашвили Сандра Руловс.
- Что она говорила? - интересуюсь я. - Да ничего хорошего, поговорили о том, кому нужна эта война,- отвечает майор Малков и отворачивается к стене."
Информация о модификации сбитого бомбардировщика получила подтверждение и из официальных источников:
http://www.rian.ru/defense_safety/20080810/150242864.htmlМОСКВА, 10 авг - РИА Новости. Сбитый в Грузии стратегический бомбардировщик Ту-22 ВВС России выполнял разведывательный полет, сообщил в воскресенье на пресс-конференции в РИА Новости заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.
"Ту-22 - это стратегический бомбардировщик, он применялся в этих условиях для определения целей, при помощи него мы осуществляли разведку", - сказал генерал …
Как сообщил РИА Новости начальник управления пресс-службы информации полковник Александр Дробышевский, в Южной Осетии применялся самолет Ту-22 разведывательной модификации.
Таким образом, речь идет разведывательной модификации Ту-22М3-Р. Однако по другой информации, сбитый бомбардировщик был обычным строевым Ту-22М3. В связи с этим не исключена сознательная дезинформация, как со стороны командования, так и пленного летчика, тем более что позднее появилась новая информация:
http://www.osradio.ru/news/all/eid/16141.html#commsБомбардировщик выполнял комплексную боевую задачу, которая включала в себя и воздушную разведку. «Однако просто летать на разведку с пустыми бомболюками не имеет смысла», - сказал Ноговицын.
http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/04/society/397816/Позже, правда, оказалось, что был и “Ту-22”-разведчик. Точнее, экспериментальный самолет-лаборатория, созданный на его базе. Он принадлежал летно-испытательному центру в Ахтубинске. Этот новейший и страшно дорогостоящий образец, еще даже не поступивший на вооружение, действительно отправили в Грузию с целью разведки.
Майор Вячеслав Малков 19 августа возвращён при обмене военнопленными российской стороне. Позднее стала проясняться и судьба штурманов:
http://www.factnews.ru/article/16sep2008_pilot_2/16 сентября 2008. Грузинская сторона передала тела двух погибших российских летчиков дальнего бомбардировщика Ту-22М3, который был сбит в ходе боевых действий в Южной Осетии, сообщил во вторник источник в штабе авиабазы ВВС в Моздоке. Данную информацию подтвердил заместитель начальника Генштаба вооруженных сил России генерал-полковник Анатолий Ноговицын. "Для проведения идентификации тела погибших летчиков планируется перевезти из Моздока в Государственный центр судебной медицины и криминалистической экспертизы в Ростов-на-Дону, где будет сделано официальное заключение", - отметил представитель авиабазы, которого цитирует "Интерфакс". По его словам, грузинская сторона передала тела двух штурманов самолета. "Судьба командира экипажа пока неизвестна. Он считается пропавшим без вести", - отметили в военные в Моздоке.
Впрочем, родственники погибших излагают ситуацию несколько по-другому:
http://www.news.nashbryansk.ru/2008/10/02/neighbours/pilots/«…А на сороковой день после катастрофы в интернете мы вычитали, что российские поисковики нашли в горах на границе Грузии и Южной Осетии самолет. В тот же день нам перезвонили из командования ВВС: на штурманском месте - в хвосте боевой машины - останки двух тел… Их отправили в Ростов на экспертизу». В экипаже сбитого самолета был еще один пилот - майор Вячеслав Малков, раненый он успел катапультироваться, Грузия впоследствии передала его России. Сейчас он в госпитале. О судьбе командира экипажа, смолянина Александра Ковенцова, до сих пор ничего не известно.».
Достоверной информации о судьбе командира экипажа не появилось и по окончании войны:
http://www.factnews.ru/article/18Nov2008_poteryalis/18 ноября 2008. "Сообщения о том, что грузинская сторона передала российским военным останки пилота, не соответствуют действительности", - заявил "Интерфаксу" во вторник помощник главкома ВВС Владимир Дрик.
Ранее во вторник в администрации региона Шида Картли заявили, что грузинская сторона передала российским военным останки пилота, которые были недавно обнаружены в Цхинвальском регионе.
Ситуация изменилась только через 6 месяцев, когда грузинская сторона передала неопознанные останки:
http://lenta.ru/news/2009/03/02/remains/02.03.2009, 15:29:34 Россия получила от Грузии останки, которые могут принадлежать летчику сбитого в ходе августовской войны над территорией Южной Осетии Ту-22, сообщает РИА Новости со ссылкой на заместителя начальника Генштаба ВС РФ Анатолия Ноговицына. Сообщается, что останки были получены при посредничестве Международного Комитета Красного Креста. По словам Ноговицына, в ходе встречи, состоявшейся в феврале, России были переданы семь человеческих фрагментов. Они направлены для идентификации в лабораторию Ростовского военного госпиталя.
Ноговицын отметил, что ранее грузинская сторона провела экспертизу ДНК этих останков и признала, что они принадлежат не грузинским военнослужащим. Он добавил, что идентификация начнется после того, как будет переведены сопровождающие документы с грузинского на русский язык.
Позднее выяснилось, что российской стороне были переданы не останки, а ДНК-коды в табличной форме на грузинском языке, сведённые на грузинском языке в специальную форму на стандартных листах:
http://www.echo.msk.ru/programs/voensovet/580853-echo/В уже упоминавшейся передаче телекомпании Рен-ТВ от 21.02.2009г. Вячеслав Малков заявил, что в момент поражения ракетой его командир был жив, отдал команду экипажу катапультироваться, и сумел катапультироваться сам, через две секунды после второго пилота. Подтверждением этому служит обнаруженное на грузинской территории уже упомянутое выше катапультируемое кресло, по номеру опознанное как кресло командира Ту-22М3.
Думаю, в данном случае нашим военным необходимо последовать примеру своих израильских коллег, не прекращающих поиски пропавших без вести военнослужащих десятилетиями, пока их не находят - живых или мертвых!
Но все это будет позже, а пока, за первый день боев наши войска заявили об уничтожении одного грузинского штурмовика:
http://www.rian.ru/defense_safety/20080809/150218254.htmlМОСКВА, 9 авг - РИА Новости. 02.08. Грузинские военные не прекращают обстрел Цхинвали, ведя огонь по дорогам и жилым кварталам, однако несут серьезные потери, сообщил РИА Новости по телефону источник в российских силовых структурах.
"В результате боев российские миротворцы и пришедшие им на помощь подразделения 58-й армии уничтожили большое количество грузинской бронетехники и самолет грузинских ВВС", - сказал собеседник агентства.
Как уже говорилось, это был Су-25 российских ВВС. Уничтожение еще 3 Ан-2 на земле признано грузинскими властями, заявившими в свою очередь 5 побед. Фактически, до наступления сумерек им удалось сбить только 1 самолет Су-24 и повредить 1 Су-25. Еще 1 заявленный ими Су-25 был сбит российскими войсками. Однако объявить о своей крайней победе - сбитом Ту-22 - грузинские власти не успели - началась ночь, а за ней второй день войны.
Продолжение следует.
День второй