...15 торпед... это круто
Оригинал взят у
midnike в
И о пользе самоконтроля... Этот милый интеллигентный дяденька с контр-адмиральскими погонами, Лоурэнс «Дэн» Дэспит, в 1943 г. в звании капитана 3-го ранга командовал подлодкой SS-283 «Тиноса». В книге бывшего командующего подводными силами ТФ США вице-адмирала Ч. Локвуда ему посвящены следующие строки: «Я ожидал потока ругани и проклятий, как в свой адрес, так и в адрес Управления вооружений, Торпедной станции в Ньюпорте, минно-торпедной мастерской базы... И я не смог бы его за это винить - 19 000-тонные танкеры на деревьях не растут. Но, думаю, Дэн к тому времени уже дошёл до такого градуса ярости, что у него просто не оставалось слов.» Я тоже восхищаюсь выдержкой офицера - на его месте я бы точно разнёс все эти богадельни вдребезги и напополам. Речь о событии, ставшем прологом к третьему акту «Большого торпедного скандала», и это тот случай, когда документ намного ярче любого изложения.
24 июля 1943
05.55 Через перископ на максимальном подъёме обнаружена цель, следующая
курсом 162° (И), 90° по левому борту, дистанция около 32 000 м.
Начали сближение. Цель похожа на «Тонан-Мару №2».
08.09 Вышли на позицию прямо по курсу цели, 0°. Погружение.
08.23 Обнаружили цель. 35° по левому борту. Легли на курс сближения,
полный ход.
09.28 Пуск четырёх торпед. Как минимум два попадания.
09.32 Цель сбросила четыре глубинных бомбы, одна тяжёлая.
09.34 Цель отвернула, 150° по левому борту, дистанция 1500 м. Начали
преследование.
09.38 Пуск двух торпед; два попадания. Экипаж подлодки слышал два взрыва.
Второе попадание в левую раковину вызвало появление сильного дыма,
цель потеряла ход, почти немедленно появился крен на левый борт и
дифферент на корму.
09.40 Четыре глубинные бомбы.
10.09 Продолжили внимательное наблюдение за целью и не обнаружили призна-
ков скорого затопления. Сблизились и произвели пуск одной торпеды в
левый борт. Попадание, звук столкновения услышан в тот момент, когда
я наблюдал большой всплеск. Никакого видимого эффекта. Цель выров-
няла крен и начала вести огонь по перископу и торпедному следу из
пулемётов и четырёхдюймовок.
10.11 Пуск 8-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
10.14 Пуск 9-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта. Цель ведёт
огонь при появлении перископа и по следам торпед во время их движе-
ния. Пересёк курс цели, чтобы проверить наличие противоторпедных
сетей. Цель ими не оснащена.
10.39 Пуск 10-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта.
10.48 Пуск 11-ой торпеды. Попадание. Никакого видимого эффекта. Данная
торпеда попала в кормовую часть левого борта, произвела всплеск у
борта, развернулась вправо и затем выпрыгнула из воды метрах в
тридцати от кормы танкера. Трудно поверить, что я сам это видел.
10.50 Пуск 12-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
11.00 Пуск 13-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Ещё одна циркуляция
с целью попробовать с другого борта.
11.22 Засечён звук винтов на высоких оборотах.
11.25 Обнаружен эсминец, приближающийся с восточного направления.
11.31 Пуск 14-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта.
11.32½ Пуск 15-ой торпеды. Попадание. Никакого эффекта. Начали погружение.
Дистанция до эсминца 900 м. Слышали звук попадания торпеды в танкер.
Перископ уже убран. Взрыва не было. К тому времени было решено сох-
ранить последнюю торпеду для её исследования в базе.
11.42 Эсминец выполнил поиск, первая серия из трёх глубинных бомб близко
по левому борту. Ушли под термоклин на 58 м.
11.47 Эсминец прошёл прямо над нами, по направлению от правой скулы к
левой раковине. Шум винтов отчётливо слышен на глубине 95 м.
11.48 Он об этом не знал.
11.56 Серия из четырёх глубинных бомб. Близко. Судя по звуку, глубже.[…]
13.57 Перископная глубина. Танкер всё ещё на плаву, дифферент на корму и
крен на левый борт. Эсминец на дистанции около 5500 м. Продолжаем
наблюдение.[…]
А это та самая цель. Один из двух самых крупных в Императорском флоте танкеров, перестроенный из китобойной плавбазы «Тонан-Мару №3», вместимостью до 23 000 тонн нефти. Важный нюанс, «Тиносу» выводили именно на эту цель сознательно, по наводке радиоразведки. В результате облома с торпедами, японский танкер оставался на плаву (в качестве уже плавхранилища ГСМ) до 18 февраля 1944 г., когда был потоплен палубной авиацией 58-го ОС на Труке, в ходе операции «Градина».