9 Мая великий праздник. Нас так учили с детства. Даже в годы «незалежности» говорили, что это большой праздник. Кричали об «окупации» и «голодоморе», но 9 Мая особо никто не трогал в Киеве.
Как и большинство моих сверстников, я воспринимал этот праздник как данность. Может чуть ближе некоторых, так как вырос на книгах-воспоминаниях участников Великой Войны. Но всё же. Я не бегал каждый раз на парад, к Родине-мать или в парк Славы. Ходил изредка. Как и большинство, я воспринимал его именно как возможность отдохнуть на природе и поесть шалычков, как ещё одни длинные каникулы или отпуск. Я уважал ветеранов, но праздник проводил с друзьями на природе. Нацепить георгиевскую ленточку на свой старенький фиат - для меня было обязательным ритуалом. Но всё же...
В этом году не пойти на праздник и не сказать «спасибо» для меня стало равносильно предательству. В первую очередь, самого себя. Потому что если я не приду, не придёт другой, такой же как я, то ветераны останутся один на один с собой и с фашистами. Это будет предательством их потомками, ещё одним предательством их Победы. Победы, которую они подарили Нам.
Парад, как все знают, в Киеве отменили. Удивительно было бы провести парад в День Победы в городе, где власть захватили фашисты.
Но это слабая отговорка для жителя Киева.
Почему?
Я выехал сегодня из дому и весь путь до Арсеналки искал глазами хотя бы одну ленточку: на одежде, сумочке, на автомобиле или в его салоне. Ноль. Полный ноль. Ни одной.
Можно, конечно, сказать, что человек не нашёл такую ленту чтобы поцепить. Нет мальчики и девочки, ни фига подобного. Я, даже не ходя на эти праздники, находил возможность повесить такую ленту себе в автомобиль. И в пошлом году их было море. В этом - ни одной.
Потому что Киеву этот праздник стал чужим.
Первого ветерана я увидел на платформе метро. Они прошли войну, они смотрели не раз смерти в лицо, и это не красивое выражение, не просто оборот речи, и они не побоялись одеть не только награды, но и свою форму.
Ещё подъезжая, на метро Днепр я впервые увидел усиленные патрули милиции. Ни одного рядового или сержанта. Только прапорщики и офицеры, как дополнение к ним - курсанты.
И если на Днепре их было с пяток на каждой плтформе, то Арсенальная была ими просто переполнена. Причём возле выхода из метро стояли и со щитами, касками, короче в полной готовности.
А вот начиная с площади и до самой могилы Неизвестного солдата шли люди. Их было много, на удивление много тех, кто пришёл сегодня туда. Но крайне мало на город в 3,5 миллиона людей. Толпа живой рекой тянулся в парк Славы по улице, которая стала улицей имени предателя. А вдоль этой реки стояли те самые предатели, которые являются его живым воплощением. Мы шли, а они обсуждали «рагулей» и «клоунов». Я сначала даже не понял, что речь идёт именно о нас, так просто стоят мужики и смеются и обсуждают своё. Окончательно всё стало понятно именно в парке Славы. Толпа правосеков, которые обступили по периметру ветеранов и всех пришедших. Они не скрывали своих нашивок, многие пришли откровенно готовые к бою: с защитой для рук и ног, с противогазами. Выступление социалистов, кстати единственные партии, которые отважились выступать на этом празднике, перекрикивали своим «хероям сала», откровенно провацирую толпу. Их координаторы вполне себе спокойно координировались с милицией и никого это абсолютно не смущало. Что какой-то чучмек из правого сектора вправляет мозги капитану.
Я провёл там два часа. Люди приходили и уходили, спрашивали, где взял ленточку, потому что на всех, видимо, не хватило.
А потом мы шли к Арсеналке и нас как под конвоем сопровождали менты, нет милицией их язык не поворачивается назвать, и правосеки.
Я шёл и разглядывал этих людей, которые стали по другую сторону барикад, и думал. Много думал.
Основная волна ушла на Московскую улицу, а я спустился в метро. Я ехал по эскалатору и смотрел на людей, которые поднимались наверх. И у многих был тот самый «ищущий» взгляд.
В вагоне, да что вагоне, всём поезде, мы с пареньком оказались единственными «сепаратистами».
Он вышел со своей девушкой на Дарнице, а я поехал дальше. Одна георгиевская лента хоть немного разрывала безразличие сегодняшнего дня, хоть чуть-чуть.
PS: Иногда, для того, чтобы понять ценность чего либо, это нужно потерять. Или почти потерять. Сегодня тот самый день. Ели Вы не отметите, хотя бы в узком кругу Праздник, значит для вас он окончательно потерян, а Киев потеряет даже это маленькое «гетто Победителей», которое у него ещё есть...