Страсти по майонезу, Или как изобрести кулинарный велосипед

Mar 31, 2011 23:32



Смачно заправить майонезом какой-нибудь салат «Оливье» или «Селёдку под шубой» - неотъемлемая часть русской кулинарной традиции. При этом сам майонез порой выбирается импульсивно - под воздействием навязчивой рекламы или красивой упаковки.

В поисках качества
Эксперты интернет-портала «Качество.ру» в своем желании найти качественный майонез пошли дальше изучения надписей на упаковках и провели глубокое исследование органолептических, физико-химических и микробиологических показателей популярных марок этого продукта.

Анализ показал, что далеко не все майонезы сделают ваше блюдо вкусным и полезным, а некоторые могут и вообще пустить насмарку все кулинарные старания. Полностью удовлетворил требованиям ГОСТа лишь майонез марки «Слобода». Им можно смело смешивать салаты. К остальным накопилась масса претензий. Так, разрекламированный майонез «Московский» на поверку оказался кислым, что говорит о не первой свежести использованного для его приготовления растительного масла. Ещё один знакомый по телерекламе майонез «Mr. Ricco», тот, что на перепелиных яйцах, оказался напичкан консервантами - сорбиновой и бензойной кислотами. Вкуса и пользы от этой «химии» никакой, зато срок хранения увеличивается. Кроме того, консистенция майонеза, как выяснила экспертиза, не соответствует требованиям ГОСТа - «излишне вязкая, обладающая недостаточно хорошими распределительными свойствами».

Претензии экспертов к «перепелиному» майонезу по части несоответствия ГОСТу стали неожиданным открытием, ведь именно ОАО «Казанский жировой комбинат» (КЖК), (бренд «Mr Ricco») в 2005 году зарегистрировал патент на изобретение под названием «Майонез с использованием свежего перепелиного яйца».

Всё дело в яйцах?
После того как патент был благополучно зарегистрирован, КЖК подал иски к конкурентам, производящим аналогичный продукт, с требованием заключить лицензионные соглашения, суммы по которым исчислялись сотнями миллионов рублей. По одному из встречных исков - от ЗАО «Эссен продакшн АГ», которое требовало аннулировать выданный патент на основании его несоответствия патентоспособности - разбирательство дошло до Высшего Арбитражного Суда РФ, который 20 января 2011 года признал полученный КЖК патент недействительным.

Судебная экспертиза отказалась рассматривать использование в формуле изобретения признака «свежее перепелиное яйцо» в качестве отличительного в силу его неопределённости, а анонсируемые в качестве «фишки» майонеза «Mr. Ricco» «ярко выраженный яичный вкус и привкус чёрных маслин» и вовсе в данном продукте обнаружен не был. На поверку формула полезного изобретения оказалась лишь воспроизведением требований РФ ГОСТа РФ № 30004.1-93 «Майонезы. Общие технические условия». Да и как показало исследование экспертов, «Mr. Ricco» этому самому ГОСТу и не соответствует.

Решение суда может иметь серьёзные последствия для экс-правообладателя, ведь информация о патенте содержится на упаковке перепелиного «Mr. Ricco». «Лига защитников потребительского рынка» уже обратилась к ритейлерам и мелкой рознице с просьбой изъять из продажи этот майонез, так как размещённая на упаковке информация о патенте вводит покупателей в заблуждение, а значит - является признаком недобросовестной конкуренции.
Previous post Next post
Up