Некоторые соображения по истории Кударского ущелья Южной Осетии
Последние десятилетия появилось много публикаций касательно истории Кударского ущелья Южной Осетии, и это побудило меня выразить свое мнение основанное на данных археологии топономики и рассказов авторитетных старейшин нашего ущелья, таких как Теблоев Яков, Наниев Тома, Баззаев Эрасто, Баззаев Иоане, Наниев Каплан, Качмазов Илья, Нартикоев Габе, Качмазов Знаур, Наниев Уасил и других.
По многим историческим и археологическим данным заселение в Кударском ущелье как и все Закавказье происходило тремя этапами, о чем доказывают труды известных историков Осетии Абаева В. и Чочиева А.
На территории Кударского ущелья были найдены памятники Кобанской культуры: бронзовый топор, который находится в Эрмитаже, а найден был в сел. Бзитыхъæу. В 1935 году моим близким родственником по матери в сел. Хъевселтæ Качмазовым Разденом во время работы были найдены: керамический кувшин полный драгоценностей (по рассказу бабушки Зассеон они представляли собой бусы, ожерелья, змеевидные браслеты, кулоны, кольца и пр.). По доносу соседей найденный клад был изъят сотрудниками НКВД Дзауского района. В последствии ни в одном музее они не появились, за что был посажен мой прадед Разден в Дзаускую тюрьму.
В 1895 году на месте настоящей часовни Мыкалгабыр (сел. Кобет) были найдены серебряный и золотой крест, которые были отправлены в Санкт-Петербург российскому императору. Он и приказал построить на том месте часовню, она была построена в 1901 году.
Еще в советское время на территории Кударо Теблоевым Мате в своем огороде были найдены керамические кувшины для вина (сел. Гулиантæ). Такого же типа большие кувшины были найдены недалеко от сел. Даргъæрдуз.
Как рассказывали старейшины недалеко от сел. Надарваз находится место Сагкаты цæрæнуæдтæ, где проживали Сагкаевы, в последствии переселившиеся на равнину. Другая фамилия Гумытæ проживала в современном сел. Гулиантæ, сейчас тоже называют крепость «Гумыты мæсыг», «Гумыты хуымтæ», «Гумыты мус». Фамилия Гумытæ была изгнана двумя фамилиями Чельдиевыми и Теблоевыми. Часть фамилии Гумытæ были вырезаны, оставшаяся часть бежала в Грузию, и с тех пор пишутся как Гумишвили.
На территории Кударского ущелья находились святилища в сел. Кæсаджын и три святилища в сел. Надарваз, здесь надо отметить, что в первом святилище были расписаны стены, а во втором были орнаментированы камни и барельефы. Оба святилища были разграблены в 60-е годы грузинскими так называемыми «историками» и основные артефакты были увезены в Тбилиси.
Отдельно хочется сказать о древнем святилище Галыргæвдæн, которое находится между сел. Везури и сел. Начърепа на склоне горы. Мною был обнаружен под слоем деревьев и камней заброшенное святилище. По словам старейшин Баззаевых и Теблоевых, проживающих недалеко от этого места, никто не помнит когда именно был основаны это святилище. Эти теперь уже руины представляют собой форму цилиндра. Несколько выкопанных камней представляют собой орнаментированный барельеф. Высшее сел. Кобет всем известно святилищем Морæхы дзуар. В сел. Хъевселтæ старшее поколение 60-х годов говорили о том, что на месте Морæхы дзуар раньше проживали люди.
Третьей волной осетин на территории Кударского ущелья мы называем современные кударские фамилии: такие как Чельдиевы, Баззаевы, Зассеевы, Хугаевы, Качмазовы и другие. Фамилия Чельдиевых проживала в сел. Надарваз. Большую половину Кударского ущелья занимал род Кошой - его сыновья Базза, Нани, Нартых. Кошой поселился в сел. Саджилзаз, где проживали его сыновья, от имен которых и образовались родственные фамилии (æрвадæлтæ). В последствии в нижней части Кударского ущелья поселились фамилии Хугаевы и Зассеевы.
Я хочу внести ясность, что Зассеевы и Хугаевы никогда не были родственными фамилиями (æрвадæлтæ) или как пишут некоторые историки «братьями Базза». Нашими ближайшими родственниками являются Кулыховы и Дьяконовы, последние в свою очередь вышли из сел. Везури от фамилии Баззаевых, а Кулыховы от Наниевых.
В последствии Наниевы проживали в сел. Начръепа, Нартикоевы в сел. Суацала, а Баззаевы в сел. Саджилзаз и Везури.
До сих пор в сел. Везури есть место проживания прородителя фамилии Дьяконовых, откуда они вышли - это Зикаты мус.
В верхней части Кударского ущелья поселился Кайтмазов Бисолтан, от которого образовались три селения Качмазовых: Уаллагхъæу, Бынахъæу, Фаллахъæу.
В этом году я посетил еще раз свое родовое селение Саджилзаз, и к моему удивлению, когда я внимательно осмотрел святилище Комызæд, его архитектурная основа поразительно похожа на святилище Галыргæвдæн.
Саджилзаз состоит из слов «саджил» и «заз» (т.е. старое название «наз»).
Особо хочу сказать о фамильной башне Баззаевых, Наниевых, Нартикоевых, Кулыховых и Дьяконовых в сел. Саджилзаз. Башню по моему глубокому убеждению необходимо восстанавливать в первоначальную форму. Что я имею ввиду? Из четырех углов башни верхний угол башни обвалился во время землетрясения. Наш долг привлечь внимание всех нас - æрвадæлтæ, сыновей Кошой («Кочъо иу Кочъо уыд» - так говорили наши деды), чтобы собраться и восстановить башню и рядом святилище Комызæд. И фамильный куывд проводить именно там, на своей родной земле наших предков!
Хочется услышать Ваше мнение по этому предложению, и что нам требуется для этого сделать.
Мои предложения:
Найти активных людей - организаторов (предложение кандидатов)
Оценить степень разрушения святилища и крепости
Собрать денежные средства по возможности каждого из представителей- æрвадæлтæ
Открыть банковский счет для перечисления средств
Найти специалистов-каменщиков, а также оборудование
Составить график периодического нахождения ответственных лиц
А.К. Баззаев-СКИФ
Народный художник Республики Южная Осетия
22.10.2012 год