Новый, 2020 год, мы с большой компанией встречали в Симеизе. И 1-го января нового года я по традиции совершил небольшую вылазку на природу. На этот раз - на гору Кошка, которая возвышается над поселком. Давно собирался, да всё как-то не получалось. И вот такая возможность представилась.
Как добраться к началу маршрута и общие сведения о нем. Отдыхая в Симеизе, обязательно нужно совершить прогулку на гору Кошка, которая как бы довлеет над поселком и является неотрывной частью здешнего ландшафта, его визитной карточкой. Как это сделать? Расскажу.
1. Гора Кошка над Симеизом
От улицы Васильченко к трассе Ялта - Севастополь идет пешеходная тропа. Поднимаемся по ней и выходим на трассу в районе моста, под которым проходит автодорога на Симеиз. Далее движемся вдоль трассы к горе Кошка около 500 м. Увы, иначе никак. Осматриваем южную часть горы, затем переходим трассу и попадаем на северную часть Кошки. Поднимаемся к таврским ящикам. Далее по тропе поднимаемся еще выше - к входу в Симеизскую обсерваторию. Затем возвращаемся назад по той же тропе, но спускаемся прямиком к мосту, а далее в Симеиз. Я еще прогулялся по поселку и вдоль моря, чтобы иметь полное представление обо всех здешних красотах. Итого прошел около 10 км.
Высота «Кошки» всего 254 м. Что дает возможность спокойно подняться на вершину человеку без хорошей физической подготовки.
Читать дальше…
Маршрут. Итак, мы на южной части горы Кошка. Это - лесистая гора-отторженец, с крутыми склонами. Она тянется с севера на юг и выходит к морю скальными отрогами, чуть западнее поселка Симеиз. Нынче гора как бы разрезана автотрассой Ялта - Севастополь, её облик несколько изменился. Своими очертаниями она когда-то действительно напоминала кошку с выгнутой спиной. Хотя это просто русифицированное название тюркского топонима Кош-кая (Парная скала) или Куш-Кая (Птичья скала).
С автотрассы на южные склоны Кошки ведет короткая тропа. Вначале она выходит на смотровую площадку, с которой открывается вид на Симеиз, в другую сторону - на Главную гряду в облаках.
2. Вид с Кошки на Симеиз
3. Вид с Кошки на Главную гряду
Далее тропа выходит в небольшой уютный закуток с полянкой посредине, окруженный скалами и поросший можжевельниками. В раннее средневековье там стояла небольшая крепость Лимен-Исар, а вход туда с севера был перегорожен стометровой каменной стеной (её остатки можно разглядеть в кустах).
4-5. Уютный закуток на южной части Кошки
Ещё П. И. Кеппен, изучая развалины на вершине горы Кошка над Симеизом, пришел к выводу, что укрепления эти можно отнести к раннему средневековью. «В поселке приметно два укрепления: одно - верхнее, которое татары называют Лимена-кале, или просто Исар; другое - нижнее, именуемое Панеа».
6-7. Остатки оборонительной стены на Кошке
Небольшие укрепленные пункты на южном побережье Таврики, получившие название «исары» («стена», тюрк.), появились тут в период с VIII по XIV в. Часть из них вырастала на базе более древних укреплений, а часть - появилась только в средневековье. Среди них Алупка-исар, Ореанда-исар, крепости на Ай-Тодоре, горах Кошка, Кастель, Аю-Даг и ряд других. Часть этих сооружений были небольшими крепостями. А часть - и вовсе наблюдательными постами. Но были крепости и покрупнее. В XIII в. французский посол к монгольскому хану Гильом де Рубрук писал, что между Херсоном и Судаком «существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык». Большая часть «исаров» сейчас разрушены, добираться к ним непросто, и о них знают мало. Их ровесники - «пещерные города» известны гораздо больше, да и сохранились они значительно лучше.
Вполне возможно, что до средневекового укрепления на этом месте было какое-то таврское поселение. Так считал П. Н. Шульц, который в 1950 и 1955 годах провел здесь археологические раскопки. На территории Лимен-Кале им были обнаружены основания домов, очаги, предметы домашнего обихода. Под укреплениями были найдены более ранние доказательства пребывания здесь тавров. В шестидесятых годах археологические экспедиции Фирсова и Домбровского провели дополнительные исследования, пытаясь доказать, что укрепления Лимен-Кале строили в средние века, и тавры не имели к этому отношения. Во многом их предположения подтвердились.
Кроме остатков стен от крепости на поверхности почти ничего не сохранилось. Зато юго-западные склоны Кошки - это настоящий музей различных форм скального рельефа: каменные хаосы и осыпи чередуются с грандиозными пиками и башнями. А поверх этой геологической основы раскинулись реликтовые редколесья. Иногда деревья прямо из скал растут.
8-10. Скалы на обрывах Кошки
Очень интересен отдельно стоящий камень на самом краю обрыва, получивший собственное название «Падающий камень». Вот как его описывает Кеппен в книге 1837 г. «Крымский сборник о древностях южного берега Крыма и гор Таврических»: «... на краю пропасти огромной величины камень, под одну сторону которого, кажется, нарочно подсунуты другие камни, так что он держится на одной только точке и, кажется, при малейшем сотрясении должен ринутся в бездну». Однако не ринулся, устоял, даже пережил довольно сильное Крымское землетрясение 1927 г. и крепко стоит до сих пор. Поразительно!
11-12. "Падающий камень".
К западу от горы Кошка раскинулась живописная Лименская долина на берегу Голубого залива. Свое название залив получил благодаря необычайно насыщенному цвету морской воды.
13. Лименская долина и Голубой залив
Осмотрев всё, что тут есть интересного, возвращаемся к трассе, переходим её и углубляемся в лесок по одной их тропок. Навигатор не даст нам сбиться с верного пути и приведет к очередному объекту на горе Кошка - таврскому некрополю. Он состоит из нескольких десятков каменных «ящиков». Самые старые возрастом более 2700 лет, а может и старше. Они почти совсем скрыты в земле, только верхи каменных плит видны. Есть ящики и помоложе, их вертикальные плиты - на поверхности, даже сдвинутые верхние крышки кое-где сохранились. Здесь был один из крупнейших таврских могильников в Крыму, действовавший на протяжении нескольких столетий.
14-17. Таврские "каменные ящики" на Кошке
Впервые его исследовал Н.И. Лыжин в 1890 г. Погребальные ящики эти примитивны по своей конструкции: выбирались четыре продолговатых камня, которые служили сторонами прямоугольника, а пятым, самым большим, могила закрывалась сверху. Глядя на такие сооружения, становится сразу понятно, что найти целое захоронение на таврском некрополе сложно - они подвергались разграблению ещё в незапамятные времена. Это проблема всех таврских некрополей, доживших до наших дней. Верхняя плита чаще всего снята, кости растащили животные, все ценное похищено. Ещё до Октябрьской революции могильник исследовали А. Л. Бертье-Делагард и А.М. Васнецов, но ничего нового не нашли, кроме малозначащих предметов домашнего обихода.
Осмотрев «каменные ящики», замечаем ржавые остатки более современного сооружения - то ли антенны, то ли какого-то экрана непонятного назначения. Это говорит нам о близости Симеизской обсерватории.
18. Непонятный "экран"
Что ж, идем к ней по тропе. (Налево - к обсерватории, направо - к мосту, под которым проходит автодорога на Симеиз). Приятная, сравнительно пологая тропка поднимается по негустому леску. И выводит ко входу в обсерваторию. Вокруг него - старые, поросшие травой и кустами лестницы и дорожки. А саму обсерваторию видно из-за деревьев не очень хорошо.
19-20. Симеизская обсерватория
Симеизская обсерватория по-своему знаменита. В 1908 г., подарив свой цейсовский телескоп на горе Кошка Пулковской обсерватории, братья Мальцовы (владельцы симеизской земли и астрономы-любители) стали первыми, кто посмотрел в космос из Крыма. Почему здесь? Очень просто. Воздух тут чист и прозрачен, наблюдение за звездами вести очень удобно. Именно Симеизской обсерватории в 1959 г. была сооружена приемная антенна, и впервые в истории человечества было принято изображение обратной стороны Луны, переданное советской автоматической межпланетной станцией «Луна-3». Сейчас эта обсерватория - отделение Крымской астрофизической обсерватории, она действующая.
Теперь можно спускаться вниз по той же тропе через лесок, но уже не заходя на могильник, а идя прямо к мосту. А от него - в Симеиз. По улице Васильченко идем к центру поселка, а от него спускаемся к самому морю на западной окраине поселка. Есть резон прогуляться вдоль моря с запада на восток, оценить здешние прибрежные красоты.
21. Гора Кошка нависает над Симеизом
22. Скалы Дива и Панеа. Вид с запада
Первое, что бросается здесь в глаза - 45-метровая скала Дива, выступающая прямо из моря. Она, если смотреть с востока, напоминает женский бюст с распущенными по спине длинными волосами. На вершине скалы есть видовая площадка, туда можно подняться.
23. Скала Дива
Скала знаменита ещё и тем, что какой-то местный парень эффектно прыгал с нее вместо Яшки-Цыгана в боевике «Новые приключения Неуловимых». И вот что сообщает всезнающий Интернет.
Феноменальный прыжок со скалы Дива вместо Яшки-цыгана исполнил житель Симеиза - Анатолий Гаевой. Среди каскадеров «Мосфильма» желающих прыгнуть не нашлось.
- У скалы есть свойство притягивать, поэтому нужно досконально знать амплитуду прыжка, - поясняет замдиректора ялтинского объединения «Кино-трюк» Константин Наумов. - Лишь единицы отваживались на прыжки с такой высоты - Толик был из таких. «Курок» (так называют скалолазы выступ на скале. - прим. авт.) Дивы - это 26 м. У Гаевого было два дубля... За каждую попытку ему заплатили по 50 руб. как за сложный трюк по ставке для «профи». Гаевой был знаменит на ЮБК - нырял со скал на спор за так, или за деньги перед публикой, даже с площадки «Ласточкиного гнезда». Слава его сгубила, погиб молодым в начале 70-х - разбился.
Напротив Дивы - скалистая горка Панеа, где когда-то стоял древний православный монастырь, а позже находилось небольшое генуэзское укрепление.
Между Дивой и Панеа когда-то торчала небольшая вертикальная скала Монах, но она была разрушена землетрясением 1927 г. На старых фото она хорошо видна.
У моря стоят еще несколько живописных скал. Самая высокая и примечательная из них - Крыло Лебедя (к западу от Дивы). Скала действительно напоминает поднятое крыло этой благородной птицы.
25. Скала Крыло Лебедя
Дальше я прогулялся вдоль берега моря к восточной окраине поселка. Чем хорош Симеиз, - чуть свернул с центральных улиц и ты уже как будто в полноценном южнобережном лесу, среди можжевельников. И лишь пирамидальные кипарисы и подпорные каменные стены напоминают, что мы всё же на территории курортного поселка. Всё дело в том, что когда он закладывался в начале ХХ века, то вырубали естественную растительность очень бережно, стараясь её сохранить, а потом еще и добавили парковой растительности.
26-29. Южнобережный лесок на территории поселка
Кто же был основателем поселка?
В начале XX в. братья И. С. и Н. С. Мальцовы, получив в наследство от отца симеизские земли, решили превратить Симеиз в дачное место и современный курорт. Для этой цели по специальному плану начали обустройство местности под горой Кошка. Работы шли под руководством военного инженера Я. П. Семенова. Вначале были построены дороги, водопровод, дренаж, почта, аптека, народный дом, купальни, ресторан, одним словом, создана инфраструктура. Затем вся территория была разбита на несколько десятков участков, которые начали продавать под строительство дач, которые постепенно стали вырастать тут одна за одной. Всё это получило название «Новый Симеиз».
30-31. О Мальцовых в Симеизе помнят
И теперь архитектурный облик Симеиза заметно отличается от других курортных поселков Южного берега. Дело в том, что больших особняков тут нет, как нет и советских многоэтажек. Зато есть несколько десятков небольших оригинальных вилл необычных архитектурных форм и оригинальных названий, тесно сосредоточенных на небольшом пространстве горного склона. Все дачи возводились по индивидуальным проектам известных архитекторов, отражали вкусы и фантазию заказчиков. Каждая из дач была непохожа на остальные, но некий общий замысел имел место. Хотя модные в то время различные направления стиля модерн преобладают. Можно встретить особняки, выполненные в псевдомавританском, псевдоготическом стилях. Не редкость виллы в стиле неогрек, неоренессанс, неоклассицизм. Одним словом, присутствуют все направления модерна, и это делает архитектуру Симеиза весьма интересной и оригинальной.
При советской власти симеизские дачи использовались как здравницы, общественные здания и жилые дома. Многие из этих особняков сохранились до наших дней. Часть из них сегодня реставрированы и выглядят превосходно. Но многие, увы, пока имеют неприглядный вид, и только ждут реставрации.
32-35. Симеизские дачи
Однако пройти по Симеизу и посмотреть на архитектурные изыски здешних дач очень любопытно. И лучше это сделать с опытным гидом, который знает расположение зданий, их названия и бывших владельцев, историю и, естественно, архитектурные особенности. Тогда эта прогулка будет очень интересной и содержательной.
Я же просто прогулялся по Симеизу, наслаждаясь теплой погодой, ароматом можжевельников и кипарисов, отсутствием людей, тишиной, покоем и общим обликом приятного во всех отношениях поселка. Кстати, прогулки по приморским поселкам и городкам на ЮБК лучше всего совершать не летом, не в сезон. И курортной суеты нет и не так жарко.
36-38. В Симеизе немало приятных безлюдных уголков
В итоге я вышел на Симеизский проспект. Уже в советское время (1935 г.) он был украшен цветниками, пирамидальными кипарисами и копиями античных статуй. Все они выполнены в виде обнаженных мужчин, что для советских времен довольно необычно.
Проспект упирается в виллу «Ксения», построенную в 1911 г. Я. П. Семеновым. Проект фасада был выполнен известным архитектором Н. П. Красновым в стиле шотландского шале. Она стала своеобразным символом Симеиза и известна более других его дач.
39. Симеизский проспект
40. Вилла "Ксения"
Характерные черты архитектуры Симеиза и его ландшафта зорко подметил поэт И. Сельвинский:
Щебня скрежет и ропот,
Белых гребней разбег, -
Игрушечной Европой
Раскинулся проспект.
Здесь, под небесной замшей,
На сотую долю версты -
Коралловые замки,
Сахарные дворцы.
Но это только видится
Здесь море и высь,
Крымским сфинксом выставлена,
Ветром пересвистана
Огромная пятнистая
Каменная рысь.
Итак, получив исключительно положительные впечатления, и изрядно проголодавшись, я отправился в отель, готовить новогодний шашлык. Первоянварская прогулка удалась на славу!