Про свинью жизни

Dec 03, 2015 14:16

В память о почившем Рязанове показали по ТВ "Вокзал для двоих". Смотрел я и думал - тяжёлое, в общем, кино... Местами смотреть просто неприятно. Ведь ни единого положительного персонажа там нет. Все с гнильцой. Каждый на своём месте "шустрит" как может - официантка в доле со спекулянтом, чтобы жить "не только на зарплату", пианист с "нужными людьми", чтобы "халтурки" всегда хватало. Официантка и пианист хотя, вроде, и разного круга, но обладают глубокой общностью по своей внутренней сути. Собственно, герой Басилашвили сам об этом и говорит, когда героиня Гурченко начинает каяться и на жизнь жаловаться. Она несчастлива в своём домишке у ж/д линии, а он - в московской квартире. А несчастливы отчего? Да потому что за душой ничего нет кроме комплекса неполноценности. Собственно фильм про то, как две таких неполноценности нашли друг друга. А кто там полноценен и счастлив? Спекулянты. Пока ещё негласные хозяева жизни.
Есть ли вероятность, что пианист и официантка вытащат друг друга из этой вот безнадёги? Минимальная. Практически нулевая, потому что внутреннего изменения героев не происходит. Пианист - слабый человек, становится на зоне "шнырём", и это значит, что такое испытание скорее убивает его, толкает вниз, а не делает крепче. Шанс "жизнь переменить свою" есть, быть может, только у официантки, как личности более сильной, если жалость не сгубит...
Вот она, свинья позднесоветской жизни, сожравшая СССР - мещанство, пронизавшее общество сверху донизу. Можно ли тогда было жить иначе? Не "шустрить", не искать "блат"? Да. Однозначно. Многие так и жили, но "блатные" оказались сильнее, потому что сидели, в том числе, на самом верху.
Сейчас стало как-то принято ностальгировать по "застою" (дескать, спокойное было время), с симпатией относиться к  Брежневу (дескать, "давал жить другим"), но вот недавно показали по "Звезде" документальный сериал "Холодная война", и там кадры американской хроники о визите "дорогого Леонида Ильича" в США... Довольно жалкое зрелище.
Как пианист - Басилашвили не имеет силы и внутреннего достоинства противостоять спекулянту - Михалкову, пытаясь играть по его правилам и закономерно проигрывая, так Брежнев явно сливает Никсону, вроде бы общаясь на равных, но при этом истекая слюной по тёмно-голубому "Линкольну".
Сейчас многие склонны снисходительно относиться к привилегиям антисоветской партноменклатуры - типа, чего там они имели по сравнению с нынешними "олигархами", так, мелочи. Но свинья ненасытна, и потому "Линкольн" Брежнева неизбежно вырос в яхту Абрамовича.

капитан очевидность, политика, застой, Брежнев, СССР, социализм

Previous post Next post
Up