Копался в своей файловой помойке, и нашёл жемчужину. :-)
Комментарий одного из читателей сайта "
Интернет против телеэкрана", писавшего под ником Pavel. Комментарию этому лет, наверное, пять, если не больше. Мне он тогда так понравился, что захотелось сохранить "для истории".
Статья, к которой был написан комментарий, и сейчас открывается по ссылке, но вот "комментов" к ней уже нет - "контра" с тех давних пор неоднократно то "умирала", то "воскресала", и меняла формат комментирования.
Итак:
Pavel
В технике есть понятие "игра на кумулятивных эффектах". Это когда кто-то ОЧЕНЬ хорошо разбирается в нескольких дисциплинах и делает изделие с МАКСИМАЛЬНЫМ использованием возможностей материала. Так, что каждая деталька "играет" и даже явные недостатки ведут себя как достоинства. Получается (или не получается) шедевр. Вроде Р-7 Королева или АК-47 Калашникова. С виду простенько, но НЕПОВТОРИМО. Не убавить, не прибавить. И даже попытка ЗАМЕНЫ там чего-либо БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫМ, в таком сооружении ведет к УХУДШЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК. Сколько ни пробовали буржуи сделать аналог "Калаша" из легких сплавов (типа стальной таскать тяжело) - хрен! Очень "жесткая" конструкция. Её "рацухи" только портят. Запомните, это ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК!
СССР, как система, создавался в условиях НЕХВАТКИ ВСЕГО и не постепенно, а РАЗОМ. То есть, по определению, был "жесткой конструкцией". С возможностью модернизации в СТРОГО ЗАДАННОМ направлении. Грубо говоря, нам было легче построить НАСТОЯЩИЙ лунный город, чем снять ХОРОШИЙ фантастический фильм (на уровне голливудских блокбастеров) про жизнь в этом городе.
Чем хороши "жесткие системы"? Они предельно просты, дешевы и технологичны. Копировать их крайне легко. Матрица! Вирус! Чем они плохи? Не поддаются частичному демонтажу. Нельзя развалить на кубики и пересобрать заново. Нет запаса изменчивости. СССР создавали как ИНСТРУМЕНТ ПЕРЕДЕЛКИ МИРА, а не средство ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ к мировой коньюктуре. Попытка переделать танк в престижный автомобиль (предпринятая Горбачевым) провалилась, мехколонна сопровождения "разбежалась в процессе", при Ельцине сумели отодрать от танка на продажу некоторые внешние части и сливает топливо из бака. Но сам танк никуда не делся! Мы в нем живем! ПЕРЕСОБРАТЬ его целиком невозможно. Только сменить экипаж.
Нравится этот факт нашим "добрым соседям" и беглым "союзничкам"? Ни капельки! Потому нагнетается тоска. Раньше всё было плохо.... Страх и ужас двигали людьми.... Они там только и могли, что убивать.... Психологическая война продолжается. И цель у неё одна. ПОМЕШАТЬ РУССКИМ СНОВА ЗАВЕСТИ ЭТОТ ПРОКЛЯТЫЙ ТАНК. Ибо ничего другого им уже не осталось.
http://www.contrtv.ru/comments/2446/?from=15 Сейчас, по прошествии лет, можно оспорить некоторые высказанные здесь мысли. Например, ясно уже, что "танк" вряд ли удастся завести снова - вандалы не только разобрали мотор по винтикам, но и успешно режут и продают на металлолом корпус. А экипаж деградировал и утратил квалификацию. Но главная идея, выделенная большими буквами, верна - СССР был средством переустройства мира.
Он просто не мог быть ничем другим. Создавая мировую систему социализма, Советский Союз являлся, объективно, смертельным врагом "свободного мира". Он вышибал из-под капиталистической системы фундамент - сокращал её "кормовую базу", выводя из-под эксплуататорской пяты глобального рынка целые народы и страны.
Эта борьба могла иметь единственный исход - гибель одного из антагонистов. Никакое "мирное сосуществование", о котором заговорили на излёте эпохи "застоя", было невозможно. "Или они - или мы" - вопрос стоял только так.
Имел ли СССР шанс на победу? Быть может...
Например, в романе Фёдора Берёзина "Красные звёзды" "параллельный" СССР теснит капитализм по всему миру, становится гегемоном, а США всё более сдают позиции. Но достигается это высокой ценой - перманентным "горячим" конфликтом антагонистов, в который плавно перетекла Вторая Мировая война.
Так или иначе, реальная история пошла иным путём. Но если социализму суждено возродиться, то переход к нему не будет мирным - капитализм не сдаст своих позиций без боя. Это будет очередная борьба не на жизнь а на смерть.