Путешествие Марта. Савеловская глухомань. Малый круг.

Apr 03, 2013 03:18



День первый.

Давно собирался я посетить этот замечательный уголок Савеловской глухомани, но все как-то руки не доходили, да и ноги тоже. По савеловским весям давно известен практически кольцевой маршрут с использованием местных неторопливых пригородных поездов, однако требуется на него дней пять, причем, учитывая график движения, исключительно в летнее время. Поэтому сейчас мы решили замкнуть малое кольцо Сонково - Весьегонск - Устюжна - Пестово - Сонково.

Итак, в пятницу вечером мы стартовали с Белорусского вокзала, на единственном вечернем поезде до Рыбинска. Рядом с нами оказались дерзкие велотуристы, едущие до Некоуза. Зима в этом году явно задержалась и, не смотря на конец марта, снегу было еще очень много, а ночные температуры опускались до минус десяти. Но менять даты велопохода они не захотели и были готовы к приключениям. Велотуристы начали разминаться красненьким, а мы своим любимым клюквенным напитком.

Дорога располагала к общению, и время летело незаметно. Вскоре меня начало клонить в сон и я, опершись на рюкзак, начал засыпать, практически не слушая своего собеседника. Я прилег, и моему взгляду открылось ночное небо, освещенное огромной луной. Завораживающая красота небесного купола, мелькание темного леса и размеренный стук колес погрузили меня в сон окончательно.

Однако спать пришлось не долго. Около трех часов ночи поезд прибыл в Сонково. С недавнего времени беспересадочные вагоны на Весьегонск отменили и пассажирам приходится проводить порядка четырех часов на вокзале, вместо того, что бы спокойно спать в вагоне.

Выйдя на перрон, я решил сделать несколько ночных фотографий поезда и станции. Однако был остановлен сотрудниками полиции, которые затянули свою старую песню про особую секретность узловой станции и противодействие терроризму. Спорить с ними мне было совершенно лениво и я, коротко объяснив им, что ничего противоправного не совершаю, начал расставлять штатив. Погрозив для виду вызовом ФСБ, но затем, не увидев ответной бурной реакции с моей стороны, им видимо тоже стало лениво, и разговор пошел более конструктивный. Мы пообщались на тему несогласованности расписания и прочей окружающей действительности. Они предложили мне сфотографировать паровоз-памятник и рассказали пару интересных историй. Однажды им пришлось извлекать горе помощника машиниста, который заскучал в тепловозе во время стоянки и вознамерился залезть в паровоз-памятник, да застрял где-то между тендером и будкой. Другой случай приключился во время прохождения ретро поезда, курсирующего здесь в летнее время. У паровоза ведущего состав случилась поломка и его несколько часов безуспешно пытались починить в Сонково. В результате вышедшая из строя деталь была заменена, донором послужил опять же паровоз-памятник. Остальные истории сотрудников полиции были не столь интересными и больше касались найденных трупаков вокруг станции и падений граждан с пешеходного моста. В конце-концов им надоело нас сопровождать и они отправились спать, на прощанье посоветовав нам быть повнимательней с местным подвыпившим населением. Мы же совершив круг почета вокруг вокзала и, не обнаружив ничего интересного, зашли внутрь.

Старенький деревянный одноэтажный вокзал еще не подвергся реконструкции и сохранил следы дизайна шестидесятых годов. Деревянные колонны, резные украшения, а вместо лавочек старые в мелкую рейку сидения из вагонов электрички. На них-то мы и увидели наших попутчиков, уютно устроившихся подложив рюкзаки под голову.



Мне же напротив, спать совершенно не хотелось, и я погрузился в чтение «Жарковского вестника», попутно наблюдая за ночной жизнью станции. Вскоре прибыл ночной из Петербурга, затем прополз, моргая оранжевым светом, снегоуборочный поезд. Вскоре он вернулся, и на станции началось формирование составов на Савелово, Бологое и Весьегонск.

Все три состава отправлялись после семи утра с небольшими интервалами, к этому времени уже рассвело, и вокзал заметно оживился. Мы купили билеты и пошли к единственному вагону до Весьегонска. Вагон представлял обычную сидячку советского времени. Мы уютно устроились в больших креслах и задремали. Взошло солнце, и деревянный желтокоричневый интерьер вагона заиграл красками. Поезд тронулся и не спеша отправился по хорошо знакомому ему маршруту, подавая иногда протяжные гудки, как бы приветствуя своих старых и верных друзей - леса, деревни, станции, мостики и переезды. Сквозь сон я услышал, как проводница в вагоне включила музыку, заиграла попса начала 90ых и «Ласковый май», по-видимому, еще с кассеты.



В замутненном от пыли окне периодически после продолжительных участков с прозрачным лесом и болотистых пойм мелких речушек возникали станции и полустанки… Остолопово, Красный холм, Овинище… Эти названия были мне уже хорошо знакомы, несмотря на то, что я не разу здесь не был. Однако, читая отчеты людей, путешествующих по этим местам, они как опорные точки откладывались у меня в памяти, создавая карту местности. И вот теперь я видел их наяву, узнавая по фотографиям, и наслаждаясь тем, что впечатления от прочитанного и образы, созданные моими предшественниками, полностью соответствовали окружающей действительности.



Вот она - настоящая экзотика савеловской глухомани - тихоходные пригородные поезда, которые единой сетью связывают разбросанные по этому, ныне весьма запустелому краю, небольшие городки и деревеньки.



В одиннадцать утра поезд прибыл в Весьегонск. Станция выглядела довольно пустынно, на путях стояли лишь несколько вагонов с лесом. Рядом с железнодорожной станцией находится и здание автовокзала с небольшим залом ожидания. Мы уточнили расписание и купили билеты до Устюжны. Все пассажиры, сошедшие с поезда отправились к автобусу, курсирующему по единственному городскому маршруту, а мы решили идти через город пешком, тем более, что до экскурсии на местный винзавод, заказанной нами накануне, у нас был еще почти час.





Центральная часть города представляет собой одно и двух этажные деревянные здания послевоенного периода, собственно, тогда город и был перемещен на новое место в связи с образованием Рыбинского водохранилища. Возле дома культуры нас встретили статуи, изображавшие счастливых советских школьников. В целом город произвел впечатление аккуратного и чистого, но небогатого поселения, как говорится, с остатками былой роскоши.



Вскоре мы дошли до винзавода, где нас уже ждала экскурсовод. Не буду пересказывать вам все услышанное мной на экскурсии, но, скажу, что посетить данное заведение явно стоит. Отличительной особенностью является то, что на заводе используется не только привозное сырье (винный материал), но и то, что часть напитков делается на основе местных ягод, в основном клюквы.



Посетив с экскурсией и, разумеется, с дегустацией Весьегонский винзавод, наше впечатление о городе заметно улучшилось, солнышко стало светить гораздо ярче, на улице потеплело, а вот рюкзаки заметно потяжелели.

До автобуса на Устюжну у нас оставалось совсем немного времени, и мы отправились на так называемый «мыс» - старую часть города, которая сохранилась после затопления. Осмотрели руины церкви и широкие просторы Рыбинского водохранилища, еще скованного ледовым пленом. Погрелись на солнышке и поспешили к автобусу до автовокзала, к слову сказать, совершенно зря, так как сесть на автобус до Устюжны можно и около «мыса» (Остановка Школа №2).



Нам подали ПАЗик, на котором предстояло, судя по расписанию, проехать шестьдесят километров за три часа. Народу было совсем не много, в основном жители соседних деревень и рыбаки. В Устюжну нужно было только нам. Остальные пассажиры менялись достаточно  часто, проезжая не далее соседней деревни. Водитель видимо знал лично почти всех пассажиров. С одним пенсионером, бывшим участковым, у него вышел такой разговор: дедушка посетовал, что уж как-то пусто стало в их деревне, на что водитель в шутку ответил, что «это ты, Петрович, видно всех пересажал». Еще водитель сообщил, что перемещение его автобуса теперь отслеживают по ГЛОНАСС и объезжать места весенних подтоплений через соседние деревни будет нельзя, за отклонение от маршрута наказывают рублем.

В Устюжне, мы вышли прямо около здания гостиницы, название ее так и осталось для нас загадкой, но адрес ее знают все (Карла Маркса д.4). Первые два этажа сдаются в аренду под офисы, торговые площади и кафе, а спереди к зданию приляпана (иначе и не скажешь) кирпичная пристройка - офис Сбербанка.



Особого комфорта нам не требовалось, и мы взяли самые дешевые места. Интерьер с соблюдением всей аутентичности советской эпохи, включая розетки для радио и граненые стаканы, краску на стенах и давнее отсутствие ремонта тут же перенесло нас в далекие восьмидесятые.



Однако гостиница приятно поразила наличием WiFi и общей кухни по принципу хостела с электрочайником и микроволновкой. А вот ресторанчик на первом этаже порадовал не только ценами, скоростью обслуживания и приятным обращением, но и качеством приготавливаемой еды.



Пообедав, мы отправились на прогулку по городу. Если Вы обратитесь к истории города, то найдете там много интересных фактов, например тот, что именно Устюжна стала прототипом того уездного города N, где однажды появился гоголевский ревизор. Город до сих пор производит впечатление провинциального городка с городским собранием, домом губернатора и многочисленными церквями. К сожалению многие достопримечательности Устюжны не пережили советского периода и город утратил былое значение и величие. Но о богатой древней истории, полной самых разных страниц напоминает не только экспозиция местного музея, но и многочисленные памятки, исторические здание, а также древнее славянское городище на месте впадения реки Ижицы в Мологу. В этом месте растут необычные сосны, но своему виду напоминающие сосны с Балтийской косы в Калининградской области.









Автовокзал подтвердил наши сведения  относительно того, что в Пестово завтра будет добраться не просто. Автобусное сообщение с этим населенным пунктом осуществляется раз в неделю по субботам, а вот в Питер и Весьегонск можно уехать каждый день, кроме того существуют два городских маршрута автобусов.

Нагулявшись, мы отправились в наши нумера, для того что бы расслабиться и отдохнуть от напряженного дня.

День второй.

Утро воскресенья встретило нас не только прохладой, но и мелким снегом, зарядившем с раннего утра. Кафе утром не заработало, и мы отправились завтракать в пирожковую, которую приметили еще накануне.



Только что приготовленные пирожки со всевозможными начинками и горячий чай явно предназначались для того, чтобы скрасить это серое утро и сделать день добрым. Мы устроились за небольшим столиком около окна и начали неторопливо завтракать. Вскоре в дверь влетела женщина с большой сумкой, и бросилась быстро закупаться колбасой и пирожками. Как мы поняли из ее разговора с продавщицей, у ее сестры родился ребенок и она спешит передать кому-то сумку с едой и подарками, что бы к вечеру их доставили в Питер.

После трапезы, мы, по достоинству оценив качество пирожков, закупились ими на весь день и отправились в местный краеведческий музей, расположившийся неподалеку в здании одной из церквей. У музея мы оказались к открытию, и нам пришлось немного подождать, пока подошедшие сотрудники снимут с дверей тяжелый навесной амбарный замок.

Мы заказали экскурсию и не ошиблись! Экскурсовод - замечательная женщина - Софья Васильевна вместо положенных сорока минут провела с нами два с половиной часа, которые для нас пролетели незаметно. Мы узнали все: про экспонаты,  про историю города, про фарфоровое производство, про церковь и ее знаменитый иконостас, про тяжелые годы, когда из церкви были похищены иконы и об их чудесном возвращении, про охоту и рыбалку в окрестных лесах, про дикую и нетронутою природу,  почитательницей которой сама Софья Васильевна несомненно является.

Если Вам посчастливится побывать а Устюжне, обязательно найдите время и посетите этот замечательный музей с экскурсией. Подобное ощущение было у меня только однажды, когда в Одессе мы случайно заглянули на пять минут в небольшой музей порта и провели там без малого четыре часа, слушая повествование за Одесу от директора музея и ее уборщицы.

Выбравшись из музея, мы поспешили в гостиницу за вещами. Вызвали такси и отправились на нем в ПестОво, именно так произносят его местные жители. Водитель нам достался ужасно разговорчивый и травил нам всю дорогу байки, основной темой которых почему-то были аварии и прочие неприятные дорожные случаи. Один из его рассказов повествовал о водителе, который в пьяном состоянии на запорожце залетел под грузовик. Легковушка после аварии представляла собой плоский блин и подоспевшие спасатели не надеялись найти водителя живым. Однако обнаружилось, что перед столкновением он успел откинуть сидение, лечь плашмя, скрестив руки на груди. Когда до него добрались, он без единой царапины спал крепким сном.

Вскоре мы прибыли в Пестово, до поезда было еще пара часов. Водитель распрощался с нами, соорентировал на местности и поспешил домой. Мы же погуляли по станции, осмотрели старинную водонапорную башню в средневековом стиле и отправились на поиски столовой...



Поезд отправился точно по расписанию и неспеша стал развозить немногочисленных пассажиров по небольшим полустанкам. Многие пассажиры были знакомы между собой и вели тихие беседы, обсуждая последние новости и вспоминая о том, как раньше они ездили на этом поезде по окрестным деревням, к свату, к брату, на свадьбы и похороны.



Обратный путь всегда быстрее, и вскоре мы были опять в Сонково, где немного погуляв по поселку, вернулись на вокзал, коротать время до Московского поезда за веселыми разговорами.



Поездка явно удалась! Вследствие того, что времени у нас на все было мало, и скучать было некогда, впечатления у нас получились концентрированными  и хватит их минимум на всю рабочую неделю. Мы обязательно постараемся вернуться сюда вновь, проехать Большой круг Савеловской глухомани, а также побывать в Весьегонске летом…

поездки, 2013, хорошие выходные

Previous post Next post
Up