10 фактов о движении Искусств и Ремесел

Apr 23, 2024 10:22


Сегодня речь пойдет об очень интересном направлении. Его нельзя выделить в отдельный стиль, однако оно имеет огромное значение в формировании многих архитектурных концепций и стилей первой половины  ХХ века. Это и модерн, и ар-деко, и модернизм и даже Чакагская школа с ее небоскребами. Кстати очень большую часть информации я почерпнула из статьи В.Д. Филиппова «Движение Искусств и Ремесел в архитектуре». Если захотите,  вы без проблем ее найдете по простому запросу в Гугле.





В своем труде "Семь светочей архитектуры Джон Рёскин отразил требования к правдивости архитектуры, которая должна в том числе отражать природу материала

Факт №1: движение Искусств и Ремесел зародилось в Англии, у его истоков стояли Джон Рёскин и Уильям Моррис. Кстати, если хотите узнать личную историю Рёскина, посмотрите фильм «Эффи», там он предстает с довольно небанальной стороны.



Вообще все эти ребята, стоявшие у истоков, были довольно специфическими. Стык XIX и XX веков был непростым временем. Промышленная революция  помогла сильно обогатиться капиталистам и сильно обеднеть  тем, кто работал руками, машины отняли у них значительную часть оплаченного рабочего времени и рабочих мест, новое время диктовало  необходимость освоения  новых агрегатов и т.д. В итоге  появилось довольно много хорошо образованных людей из среднего класса, которые  говорили о том, что люди в целом должны быть человечнее, их напрягало потребительское отношение и жадное обогащение. Помимо неких социалистических и коммунистических идей они рассуждали о важных вещах касательно дизайна, индивидуального производства  предметов и, напротив, унификации зданий и т.д. При этом им часто приходилось сталкиваться с трудно разрешимой диалектикой: предметы индивидуального производства давали возможность заработать ремесленникам, но доступны были в основном богатой прослойке общества.





Весь интерьер дома был создан из предметов индивидуального производства руками Морриса и его друзей

Факт №2: значимой вехой в архитектуре направления стало появление «Красного дома», созданного поэтом и художником Уильямом Моррисом и архитектором Филиппом Уэббом, получившего свое название благодаря керамическому кирпичу и черепице. Кстати,  про Морриса я нашла интересную статью.





Одним из самых известных его проектов стала перестройка Воудхауза - имения, которым уже несколько столетий владеет одна семья

Факт №3: Чарльз Роберт Эшби основал в Лондоне Гильдию и Школу ремесел, работавшую как кооператив мастеров.





Труды Эбенизера Говарда находили воплощение в реальной архитектуре, к примеру, дома в Лечуорте, спроектированные Раймондом Анвином и Ричардом Барри Паркером и построенные в 1914

Факт №4: идеология направления во многом была близка к социализму и даже коммунизму. Деятелей Искусств и Ремесел угнетал большой экономический и социальный разрыв между разными слоями населения. Все это вылилось в появление утопических литературных произведений, описывающих идеальный  город-сад, причем изначально это была художественная литература (Моррис), а позже  -  вполне уверенный нон-фикшн (Говард).





В отреставрированном доме детства Уильяма Морриса сейчас находится его галерея

Факт №5: в 1877 году Уильям Моррис и Филипп Уэбб и другие основали «Общество по защите древних зданий». Манифест, написанный Моррисом, стал реакцией на принятую в викторианской Англии варварскую практику уничтожения первоначальных черт многовековых зданий в ходе реконструкций.





Представьте себе, что это плод Палаццо Дожей и дивного узорочья был запроектирован американским архитектором Питером Беннетом Уаитом, и это ни много ни мало Академия дизайна в Нью-Йорке

Факт №6: первой страной за пределами Англии, в которой были подхвачены идеи Рёскина и Морриса стали Соединенные Штаты.





Кампус Ройкрофта можно посетить и в наши дни

Факт №7: первое сообщество движения Искусств и Ремесел основал в США Элберт Хаббард. Называлось оно Ройкрофт. Кстати, именно с именем Хаббарда это движение в США и связывают, считается, что с его смертью ему пришел на территории Америки конец.





Благодаря массовому строительству по типовым проектам из журнала появился новый тип жилого дома American Craftsman или Craftsman House

Факт №8: при том, что Хаббард был основателем и идейным вдохновителем, фактическим лидером направления стал Густав Стикли, издававший журнал The Craftsman. В 1903 году среди его подписчиков был организован Клуб строителей жилья. С 1904 года в каждом номере журнала публиковались проекты с планировками домов, полная документация по которым была доступна всем членам клуба по запросу.





Первым городом-садом в Германии стал Хеллерау, в котором до сих пор функционирует Институт музыки

Факт №9: в Германии движение  Искусств и Ремесел получило воплощений в создании в 1904 году «Союза защиты Родины». Несмотря на грозное название, деятельность организации руководствовалась теми же принципами, что и у «Общества по защите древних зданий в Англии».





На фото дом,в котором жил Мутезиус

Факт №10: активно идеи Морриса и Рёскина в Германии продвигал Герман Мутезиус, однако он считал, что объединение архитектуры и прикладного искусства требует присоединения коммерции и промышленного производства.

А вы знали о движении Искусства и Ремесла? Лично у меня на слуху всегда больше был Баухаус, и я про Дома Ремесленника как-то не очень помню со времен своей учебы, возможно нам об этом не рассказывали.

архитектура, искусства и ремесла, архитектура Германии, #архитектураповторникам, архитектура США, #веснаестьвесна, стили архитектуры, архитектура Англии

Previous post Next post
Up