Вообще я не знаю, как так вышло, что я до сих пор ни разу не писала здесь про витражи. Возможно, чтобы исправить эту вопиющую несправедливость, я скоро опубликую отдельный пост про витражные светильники. Оказалось, что их так много разных, что включать в эту публикацию просто не имеет смысла.
Я как-то бессознательно обходила эту тему, поскольку витраж традиционно воспринимается как что-то экслюзивное и дорогое. Небольшие авторские вставки до сих пор остаются уделом избранных, а имитации традиционно получают клеймо самодеятельности и дешевки. Постараюсь сегодня развенчать часть этих мифов.
Витражные окна в основном ассоциируются с готикой. Цветной свет, льющийся сквозь обширное остекление соборов в дневные часы настраивает человека на совершенно неповторимый лад. Иногда цветные окна встречаются в библиотеках. Когда я училась в художественном лицее, у нас были витражи на лестничных клетках.
В жилье цветное стекло встречалось в основном в дореволюционном. Или постсоветском. В начале 90-х, когда все пытались построить минимум родовой замок, витражи стали атрибутикой каждой второй башни. Если вам кажется, что их применение стилистически слишком сложно, то в общем-то так оно и есть. «Стеклянная живопись» хорошо вписывается во многие стили, но нужно понимать, что мотивы ар-деко будут сильно отличаться от современного минимализма.
Витражные двери сильно зависят от стилистики здания и климата. Красивая, переливающая входная группа, высотой в целый этаж, а то и два хорошо смотрится летом. Когда вокруг лежат снега по пояс, тут и теплопотери становятся избыточными, и пейзаж за окном не слишком подходящим.
В нашей по большей части суровой действительности настолько обширно остеклять можно лишь двери на хорошо охраняемых территориях. Хотя временами мне попадались интересные входные группы из металла с небольшими стеклянными вставками, в том числе и витражными.
А вот витражные перегородки вписываются в наши интерьеры довольно неплохо. Красивые композиции с использованием закаленного рифленого стекла отлично решают вопросы с освещенностью, позволяя визуально разграничить пространство.
В перегородках-трансформерах может использоваться не дорогое окрашенное стекло, а триплекс с цветной пленкой. (Триплекс - технология изготовления стекла с армированием слоями пленки между пластами стекол. Материал прочнее обычного закаленного стекла и не рассыпается острыми осколками в случае повреждения).
Небольшие фрагменты светопрозрачных перегородок в основном используются для естественного освещения коридоров, прихожих и санузлов.
Витражные потолки, если это не имитация, можно смело отнести к люксовому сегменту. В наших широтах используются на световых фонарях в крышах больших помещений. Однако чаще всего можно встретить имитацию в виде подвесного потолка с подсветкой и пленочным витражом.
Я уже показывала в одном из прошлых постов, какими бывают
витражные подвески. Помимо чисто декоративных элементов, витражи используются при изготовлении светильников, журнальных столиков и мебельных фасадов.
Ну и, собственно, несколько слов о разных имитациях. Здесь нужно проводить четкую грань. Имитация - это не подделка, не глупый и дешевый вариант дорогого изделия. Вы никогда не сможете достичь той ювелирной тонкости, которую обеспечит вам витражная роспись, вряд ли станете тратиться на настоящее цветное стекло для дачной беседки и уж точно не будете усложнять себе жизнь, когда речь зайдет о вполне стандартных офисных конструкциях потолков.
Как я уже писала пленочный витраж используется для подсвеченных подвесных потолков, что-то типа светодиодных панелей, которые вставляют в Армстронг, только с цветом и рисунком. Пленку часто используют для декорирования подсвеченных ниш, фальш-колонн и прочей бутафории. Хороша она тем, что позволяет легко преображать интерьер, относительно легко демонтируется и меняется.
Цветной поликарбонат и прочие виды пластика часто используются в уличных конструкциях, например для козырьков над крыльцом или навесов над террасами. Материал довольно хорошо гнется, что позволяет накрывать разные арки и играть с волнообразной геометрией.
Витражную роспись в основном применяют для мелкого декора. С помощью специальных красок-контуров и прозрачных (или полупрозрачных) красок для самой росписи можно декорировать светильники, столешницы, окна. Существует несколько видов красителей для этого вида живописи. Если кому-то интересно узнать больше, напишите в комментарии, и я расскажу о них подробнее.
А где вы в своей жизни сталкивались с витражами?