Пару недель назад в одной старой книге мне попалось имя Эдгара Брандта. Упоминался он как гениальный художник-кузнец. А еще по его эскизам американцы создали коллекцию шелковых тканей, имевших большой успех в Париже.
Мне стало интересно, как все это выглядело, и я занялась поисками. В русскоязычном сегменте информации было немного, а вот у французов и американцев работы Брандта до сих пор пользуются популярностью. Многие металлические панно в знаковых небоскребах межвоенной эпохи созданы как раз его мастерской. Но начнем по порядку...
Эдгар Брандт родился в 1880-м в Париже. Насколько я поняла, металлом занимался еще его отец, после смерти родителя дизайнеру достался механический цех. Но это случилось, когда художник был уже зрелым человеком, в 1919 году.
Началась же карьера Брандта с того, что в возрасте 18 лет он оказался в пехотном полку в Нанси. Именно там предприимчивый юноша заметил, что пехоте не хватает легкого вооружения для стрельбы большой дальности, и домой он вернулся уже с заданием разработать миномет калибра 60 мм. Позднее он станет автором еще нескольких моделей, которые будут использоваться в обеих мировых войнах. В начале 20-го века Брандт основал фабрику по производству такого вооружения.
В то же время молодого человека не оставляло желание реализоваться в качестве художника, и в 1908 году он получил премию Салона (того самого, который долгое время не признавал работы Родена и импрессионистов). Художественная карьера Брандта оказалась не в пример удачнее, ему не было еще и 30, когда влиятельное агентство Art et Decoration провозгласило его восходящей звездой в области дизайна металлических изделий. Сразу после войны он получил государственный заказ на разработку Могилы неизвестного солдата прямо под Триумфальной аркой.
После Первой Мировой войны Бранд унаследовал от своего отца цех, нанял 30 слесарей и дизайнеров, а заодно стал сотрудничать с архитектором Анри Фавье. Мастерская участвовала в разработке элементов павильонов на Всемирной выставки в Париже.
Помимо монументальных архитектурных элементов, мастерская Брандта успешно занималась предметным дизайном. Светильники, консоли, держатели для книг были отличным дополнением больших интерьерных композиций или симпатичным компромиссом для тех, кто не мог позволить себе содержание большого дома.
Работы французского художника настолько пришлись по вкусу американцам, что одновременно со студией в Париже пришлось открывать вторую - в Нью-Йорке.
Бранд одинаково хорошо вписался и в тягучую стилистику Ар-Нуво, и в геометричность Ар-Деко. Скорее всего причиной тому была прогрессивность дизайнера в вопросах производства. С самого начала он старался по максимуму использовать технологические возможности своего времени.
Помимо ковки при производстве светильников, ширм и решеток использовалась сварка и механический молот. Работы студий украсили посольства, отели, частные особняки и даже круизные лайнеры.
Забавно, что именно Брандт сыграл значительную роль в признании легкой промышленности США на рынке Европы. Текстильная компания Cheney Brothers в 1925 году представила в Париже коллекцию шелка, созданную по мотивам работ мастерской Брандта, и американский шелк наконец получил одобрение строптивых представителей европейской высокой моды.
В 1939 году Эдгар Брандт переехал в Женеву. Там же и скончался в 1961 году. Насколько мне известно, дизайнерские бюро и производства существуют по сей день, войдя путем долгих преобразований в состав Thales Group.