Наставление о строгом контроле за преподаванием исторических наук

Nov 19, 2024 11:31



По наводке iocube посмотрел весьма своевременные инструкции середины 19 века, где просвещенное начальство инструктирует руководство университетов, как надо контролировать преподавателей истории и "исторические науки, возможность злоупотребления коих не подлежит ни малейшему сомнению".

Это - "Наставление ректору и деканам юридического и первого отделения философского факультетов" от 24 октября 1849 года, изданное министерством народного просвещения. Эпоха весьма примечательная: в Европе революционная волна, и российские власти реагируют на нее привычной волной запретов. Текст инструкции был опубликован в 1872 году в "Русской старине" (том VI, стр. 448-450).

1) В инструкции ректору и деканам изложены их обязанности и порядок действия в надзоре за университетским преподаванием. Между тем современные политические обстоятельства и господствующие в западной Европе идеи требуют особенного в этом отношении предостережения, которое, по самому существу своему, не подлежит гласности и должно быть известно только лицам, имеющим ближайшее наблюдение за ходом образования в высших учебных заведениях.

2) Ректор университета и деканы факультетов, будучи обязаны иметь постоянный и деятельный надзор за преподаванием всех вообще предметов, входящих в круг университетского учения, обращают особенное и самое бдительное внимание на те из них, которых изложение, по предосудительному духу настоящего времени, может подавать неблагонамеренности более случаев к внушению молодым людям неправильных и превратных понятий о предметах политических. Таковы, например, государственное право, политическая экономия, наука о финансах и все вообще исторические науки, возможность злоупотребления коих не подлежит ни малейшему сомнению.

3) При предварительном рассмотрении программ этих наук, которые, по своей важности, утверждаются министерством народного просвещения, при посещении лекций и во время испытаний, ректор и деканы строго наблюдают за неприкосновенностью начала, служащего основой нашего государственного быта. Оно состоит в том, что Россия, как по местному своему положению, нравам народным и потребностям всех сословий, так и по вековым историческим событиям, упрочившим ее благоденствие, не может и не должна иметь иного образа правления, кроме монархического самодержавного, в котором государь, как покровитель церкви и отец отечества, есть не только средоточие, но и соединение всех властей в государстве: законодательной, судебной и исполнительной. Посему в университетском преподавании ни под каким видом не может быть допускаемо не только порицание нашего образа правления, но даже изъявление сомнения в пользе и необходимости самодержавия в России.

4) В настоящее смутное время, когда большая часть так называемой просвещенной Европы, забыв евангельскую заповедь о повиновении законным властям, поколебала и отчасти ниспровергла престолы царей с провозглашением верховного властительства народа - более, нежели когда-либо надлежит ограждать университетское юношество от чуждых нам понятий о мнимом превосходстве республиканского или конституционного правления, об ограничении монархической самодержавной власти, о равенстве всех состояний и тому подобного. Не довольствуясь отстранением этих зловредных мнений, ректор и деканы не дозволяют в программах и преподавании решительно ничего могущего ослабить чувства преданности, верности и покорности высочайшей власти и законам отечественным.

5) В ректоре и деканах предполагается ясное понятие о возникших в наше время, преимущественно во Франции, разных политико-экономических системах, каковы сен-симонисты, фурьеристы, социалисты и коммунисты, в особенности о двух последних, играющих столь важную роль в современных событиях на западе Европы. Основная мысль их, как известно, есть достижение всеми возможными средствами безусловного равенства. Объявив непримиримую войну всему, что возвышается над безземельной и бездомной чернью, коммунизм нагло подводит под свой железный уровень все состояния, с уничтожением всяких отличий породы, заслуг, богатства и даже ума. Следя внимательно за развитием столь гибельного и, по несчастью, преуспевающего мнения в Европе, ректор и деканы будут тщательно отсекать в рассматриваемых ими программах и воспрещать в устном преподавании с кафедр все, что может, даже и косвенно, содействовать к распространению у нас этих разрушительных начал или служить им некоторой опорой. К сему относятся рассуждения, имеющие целью унизить достоинство и пользу какого бы то ни было сословия в государстве, или поколебать установленные законами отношения между различными состояниями, двусмысленные или сомнительные намеки насчет несбыточных теорий об общности капиталов и недвижимых имуществ, одним словом, всякого рода попытки притязания пролетариев к общественной и частной собственности.

6) С этим же намерением и в видах охранения внутреннего в России спокойствия ректор и деканы не дозволяют в лекциях профессоров изъявлять, в неумеренных выражениях, сожаление о состоянии крепостных крестьян, говорить с преувеличением о злоупотреблении власти помещиков, или доказывать, что перемена в отношениях первых к последним была бы полезна для государства.

Источник

Прочитал с удовольствием и удивлён, что у нас до сих пор министерство не подготовило подобного распоряжения.
Более того.
Выражаю своё печальное сожаление, что у нас не вернули ещё крепостное право и монархию, необходимость в которых проступает всё сильней.
Уверен, что население готово вернуться в светлое средневековье.
При этом масштабы и формы крепостной зависимости должны быть существенно расширены, а избирательное право сужено и распространено только на избранных, которые однако могут лишь избирать среднее политическое звено.
Пора возвращаться к истокам.

чиновники, мифы России

Previous post Next post
Up