В канун Рождества прочитал замечательный текст, который привлёк меня темой созидательного мифотворчества, вернув к развалу СССР и попыткам разобраться, что тогда произошло.
Там не идёт речь о системном анализе, но в целом подмечено очень важное: в "перестройку" советским гражданам подменили мечту, воспользовавшись стремлением людей вернуться к истокам заложенной в систему СССР принципа социальной справедливости, в результате которой вместо великой мечты Делания нам подсунули мечту неограниченного Потребления.
Вот об этой мечте, которая, по мнению многих, возвращается, и пойдёт речь. Ведь народ такой, о чём мечтает. Эта мечта может и остаться мечтой, такова её природа, но, стремясь к ней, люди достигшают таких высот и свершений, каких не достигли бы никогда, не будь у них той светлой утопии, которой они жили, созидая и творя.
Великие мечты открывают великое будущее. Нет великих культур и народов без великой мечты. А мы - великий народ. И без мечты нам нельзя.
Но что интересно: наша типа родная власть про великую мечту
ни гу-гу уже много лет, подменяя её хитрым планом Путина. Типа: он всё знает, он всё может, он всё сделает, но не сейчас, сейчас не время, но вы терпите и верьте, потому что Путину виднее.
Но мечты, общей русской мечты нет.
Или есть? Разве она зависит от власти? Вспомните Чиполлино, Буратино... И Ленина, кстати, Герберт Уэллс не даром назвал "кремлевским мечтателем".
Мечта изначально заложено в нас. И отобрать её никто не может. Только подменить.
Но если подмена обнаружена, что тогда?
Думаем.
А пока выдержки из объявленного мной текстаиз со слов разведчика, читавшего курс лекций по геополитике для американских разведчиков в Вест-Пойнте США.
___
Союз создавался под архетип русского человека. А в этом архетипе главным стержнем является мечта. Я тогда разделял (да и сейчас разделяю) позицию Николая Данилевского об особой ментальности русских и примкнувших к ним «татар». С этой позиции философ сделал вывод об особой ментальной миссии русского народа и невозможности полного слияния его с западным миром. Соответственно, горбачевская теория «конвергенции» выглядела невежественной глупостью. Все равно, что было бы говорить о «конвергенции» мужчины и женщины. Да, при сильном старании можно поменять пол, но нельзя сделать нечто среднее. Гермафродитизм - очевидное нежизнеспособное уродство.
Но именно геополитического гермафродита и пыталось сделать из Союза его последнее руководство. А для этого и надо было прежде всего сломать исторический русский архетип. Этот архетип я называю «рождественским», в отличие от западного - «бухгалтерского». В первом главное «беловодье», рассеянный полет мысли, вечное ожидание чуда. Во втором - сухая рациональность, голый (голимый) прагматизм, скрупулезная расчетливость. Обломов против Штольца. Иванушка-дурачок против Карабаса-Барабаса. Кстати говоря, Данилевский считал, что поляки и примкнувшая к ним ментально украинская часть совершенно чужды этой русской витальности. Чего стоят хотя бы такие их присказки: «Дурень думкою багатие», «Возьмешь в руки - маешь вещь». Да, любят украинские братья все плотское, осязаемое, мясистое, сальное, черноземное. А у русских как раз все замешано на «думках»: фантазиях, мифологичностях, эфемерностях, душекопательности и мечтательности. Даже плавали на «Авось», а летали на «честном слове». Прости Господи!..
…как корежило гибнущий Союз отсутствие права на мечту. В глобальном плане. Это когда вдруг выхолостили, свернули все великие проекты освоения духовного и физического мира. А ведь русский становится русским, когда начинает мечтать о великом. И неважно, как это великое называется: покорение Сибири, целина, Арктика, космос, БАМ, литература, театр... В индивидуальном плане. Это когда ты вдруг осознаешь, что есть, по сути, элементарные вещи, о которых ты и мечтать не смеешь…
Весь архетип русского, а тогда и советского человека требовал важнейшего для него права - права на мечту. Которая может и не сбыться, но которая не выглядит горячечным бредом, поскольку несовместима с общественным устройством. Мы ждали, что Союз развернут к мечте. А его развернули к колбасе. Он и рухнул.
[Тогда американцы] Наследников усопшего [СССР] не опасались - гермафродиты не дают потомства. А вот сейчас наверняка все всполошились. Прошляпила разведка, что у русских осталось самое секретное оружие. Рождество называется! Празднуют, коварные. О чем-то важном загадывают. Мечтают опять! Опасно!..
источник