Путешествующий философ Р. Дервиш обратил внимание на быстро растущий запрос общества в суровой прямоте однозначной завершённости, которая наступает тогда, когда революция у порога. И это касается всех, ибо глобальный трансформационный кризис, помноженный на борьбу за новый мировой порядок в условиях доступа к оставшимся мировым ресурсам, вынуждает нас мыслить в режиме Апокалипсиса.
___
Мир всегда боролся между четкостью, завершённостью, «закольцованностью» событий, процессов, интерпретаций и их неопределённостью, размытостью, незаконченностью. Собственно, эта борьба и есть, в каком-то смысле, суть человеческой эволюции. Соответственно, есть этапы, ситуации когда суровая завершённость, неприглядная законченность ценнее лукавой недосказанности, гламурной инвариантности. А бывает и наоборот. Короче, точка против запятой, контрольный выстрел против «иншааллах».
Подозреваю, что сегодня мир выходит из фазы «лёгких недосказанностей». Подозреваю, что главным трендом наступающей эпохи будет именно полная определённость (если надо, то вплоть до «контрольки»). На чём строятся мои подозрения?
Фейхтвангер, гениально заметил, что мир полон готовых ответов. Просто мы не всегда знаем, к каким вопросам. Но когда историческое время становится прозрачным как горный зимний воздух, и вопросы и ответы очевидны.
Например, все знают, что такое постсоветский олигарх - это богатый человек, у которого лёгкая недосказанность по поводу происхождения первых денег. Но это пока ещё так обстоит сегодня. А завтра? Посмотрите, что происходит с одним очень богатым кавказцем, его свободой и деньгами во Франции, и всё становится ясным. Все знают, что такое постсоветский политик - это влиятельный человек, у которого лёгкая недосказанность по поводу происхождения последних денег... Уже понятно, что будет завтра, хотя бы на примере бывшего министра Улюкаева. Т. е. фаза востребованной «досказанности» начинает уже работать со всей неумолимостью.
Мир радикально меняется на глазах. Конечно, не все в него впишутся, но те, кто сознательно или даже интуитивно (а то и случайно) встроятся в глобальный запрос на однозначность, завершённость своих мыслей и действий - те и будут на коне. Причём, действие этого закона не знает исключений, даже для профессий, где уклончивость, обтекаемость, мутность формулировок является синонимом класса. Например, дипломаты. Сколько хвалили эту профессию за умение тонко не заканчивать, лукаво ретушировать свою мысль: «партнеры» вместо врагов, «дорогие друзья» вместо попрошаек. Но сказал как-то министр Лавров о своих «уважаемых собеседниках» «дебилы, бл…ть», и сразу стал кумиром народов. Потому что нет здесь даже лёгкой недосказанности.
Мне,
признаться, жаль этот дивный уходящий ускользающий, уклончивый мир, где именно через лёгкую недосказанность делались деньги, власть, карьеры, отношения, даже дружба и любовь. Полная определённость - тяжёлая ноша. Любая завершённость пугает: всякая история, рассказанная до конца, заканчивается потерей жизни (смертью). Всякая политическая история, рассказанная до конца, заканчивается потерей власти (мемуарами, если повезёт).
И, похоже, мы находимся в начале того времени, когда надо научиться мыслить в режиме Апокалипсиса.