100 лет Русской революции дают себя знать.
Предлагаем мнения нескольких очевидцев о ней.
Выдающий социолог, бывший в 1917 секретарём А. Керенского, Питирим Сорокин дал концентрированное описание Русской революции:
«В январе-феврале 1917 г. в городах… разразился хлебный бунт, начавшийся с остановки и опрокидывания трамваев и перешедший в опрокидывание более солидных вещей, вроде престолов и правительств. Опрокинули монархию. Но голод усиливался. Параллельно углублялась и революция: в октябре опрокинули Временное правительство и стали “социализировать буржуев”, чему это правительство мешало…».
Внимательно наблюдавший за событиями М. М. Пришвин писал в своем дневнике «о непонимании большевистского нашествия, которое… все считают делом Ленина и Троцкого», но «не понимают, что вожди тут не причем и нашествие это не социалистов, а первого авангарда армии за миром и хлебом, что это движение стихийное… что это движение началось с первых дней революции, и победа большевиков была уже тогда предопределена».
Конечно, если вооруженный народ требовал мира и хлеба, то кто-то должен был возглавить эти пришедшие в движение огромные массы. Если бы этого не сделали Ленин и Троцкий, то нашлись бы другие: на заседании предпарламента 24 октября лидеры эсеров и меньшевиков Мартов, Дан и Гоц потребовали у Керенского немедленно издать декреты о земле и о мире. Керенский отказался - поэтому ему пришлось бежать на автомобиле американского посольства...