Когда я работал в гимназии №1 Севастополя мне приходилось едва ли не каждый день подниматься на городской холм по улице Марата, вспоминая заключительную фразу из фильма "Покаяние": "Зачем улица, которая не ведёт к храму?".
Дело в том, что севастопольская улица Марата ведёт не только к гимназии, но и к храму - Владимирскому собору, усыпальнице адмиралов.
С тех пор я многое в своей жизни пересмотрел. В том числе и отношение к фильму "Покаяние" и различным его сюжетам и установкам, включая ту, где старушка говорит сию фразу. Зачем дорога, если она не ведет к храму? А затем, старуха, что дороги бывают разные: и те дороги, что ведут, скажем, к туалету не менее НУЖНЫ человечеству, чем тем, что ведут к храму.
Однако, к чему я?
К тому, что настало время отмечать день смерти Марата,
знаменовавший собой факт террора по отношению к террористу, когда желавший унчтожить миллион французов Друг народа был убит Шарлотой Корде, что и описано у
maysuryan в
223 года тому назад. К годовщине одного убийстваЛибералы и все вообще правые очень любят осуждать революционеров за "терроризм" и за разнообразные убийства и казни. Но - вот занятно! - сегодня, 13 июля, как раз годовщина убийства, которое в наше время назвали бы именно актом терроризма. Однако в этом случае если не одобрение, то сочувствие всех и всяческих правых - сюрприз! - оказывается на стороне убийцы и террористки. Тем более, что это молодая (24-летняя) девушка, как считается, красивая и обаятельная, из "приличной семьи" (дворянка то есть). Вот её портрет:
François Séraphin Delpech (1778-1825). Портрет Шарлотты Корде
Это тоже она:
Tony Robert-Fleury (1838-1911). Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
А кого она убила? Да так, революционера какого-то. Жаном-Полем Маратом звали, а ещё - "Другом Народа". Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).
Поль Жак Эйм Бодри (1828-1886). Шарлотта Корде убивает Марата. 1860. Картина создана в эпоху Второй Империи, когда во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде. Тем не менее картина довольно точно воспроизводит место и обстоятельства события
Жан Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880
Jules Charles Aviat (1844-1931). Шарлотта Корде и Марат. 1880
Авторы этого современного комикса, изобразившие встречу Корде и Марата, явно не испытывали больших симпатий к Другу Народа
Жак Луи Давид (1748-1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году
Неизвестный французский художник. Шарлотта Корде и Марат
Henry Charles Chaffer (1798-1862). Арест Шарлотты Корде. 1831
Thomas Wightman (1811-1888). Шарлотта Корде в тюрьме
Charles Louis Lucien Muller (1815-1892). Шарлотта Корде в тюрьме. 1889
Артуро Мишелен. Шарлотта Корде. 1889
Adolphe Forestier (1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде
Charles Lucy (1814-1873). Шарлотта Корде возвращается в тюрьму. 1871
Julian Russell Story (1857-1919). Шарлотта Корде. 1889. На этой картине показано, как на осуждённую надевают перед казнью красную рубаху, положенную приговорённым за убийство
Как заявила сама Корде, "убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона". Кстати, в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":
Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
Корде, кстати, тоже на ту же букву... Но вот в чём загвоздка. Хорошо бы, чтобы господа правые разобрались и решили сами для себя: покушения на исторических деятелей - это допустимо или нет? Или когда убивают революционеров - это достойно восхищения и одобрения, а когда контрреволюционеров - то это ужос-ужос-ужос, зверство и террор?.. :)
P.S. А, кстати, Каплан призналась в покушении на Ленина. Но стреляла ли она в него, очень большой вопрос.