Лёгкая музыка для глухих с идеальным слухом
Философскими размышлениями о жизни, о нашем времени, окрашены произведения Игоря Малкиеля. Профессии археолога и реставратора ювелирных изделий позволяют ему легко вступать в разговор с прошлым, понимая, что многое из того, что уже было, повторяется на новом витке временной спирали. Он свободно обращается с предметами, перемещая их во времени. Используя в своих композициях какие-то старые формы, художник обогащает их современными мотивами и придаёт им новое звучание, как правило, ироничное. Это своего рода цитирование, игра с уже известным - характерная черта постмоденистской стилистики. Лучшее объяснение работам даёт сам автор. Он говорит: «Коллекция «Лёгкая музыка для глухих с идеальным слухом» изготовлена в стиле фэнтези. Мало кто пытался увидеть в геометрических формах музыку и наоборот. Кажется, что любую геометрическую фигуру, линию, отрезок, точку можно соспоставить с музыкальным отрывком или нотой. Если ноты записываются буквами и геометрическими фигурами, вероятно, это работает и в другую сторону.
В новом мире (фэнтези) мировая война, потоп, коллапс, падение метеоритов уже произошли. Страны не существуют, промышленность разрушается, хаос… После удовлетворения самых необходимых потребностей возникает желание творчества. Многовековые знания забыты, или трактуются неортодоксально. В хаосе возникает новая каста (индустриальные археологи). Они разбирают завалы, находят разнообразные вещи или их обломки и пытаются объяснить их назначение. Они придумывают новые музыкальные инструменты, составляют их из разнообразных старых предметов (оптических приборов, оружия, труб и т.д.). Однако, казалось бы невпопад соединённые между собой детали превращают эти инструменты в нечто фантастическое, причём с милитаристским уклоном. Вот например, флейта с оружейным прицелом и с загадочной конструкцией в виде дуги. В результате она стала «Флейтой ближнего боя». «Ощущая приятную тяжесть металла, обладатель этого «музыкального инструмента» закрепляет его между пальцами, отказываясь, - говорит автор, таким образом, от традиционного ношения украшений.
Какие-то военно-технические, на наш взгляд, детали, изменили вид «Дудки заклинателя змей» и «Продольной носовой флейты». Кстати, форма носовой флейты восходит к старому филиппинскому музыкальному инструменту, на котором люди в тех местах играют уже несколько тысячелетий. Музыкант выдувает воздух через одну ноздрю, закрывая другую. Прототипом «Боцманской дудки» завершающейся своеобразным античным шлемом, по утверждению И. Малкиеля, был настоящий морской свисток, найденный на раскопках в Крыму. Далек от своего прообраза «Круговой гидравлос», восходящий к настоящему гидравлосу, то есть водяному органу, придуманном механиком из Александрии Ктесибием около II - I века до н.э. Каждая из «музыкальных» подвесок по-своему изобретательно сочинена: это и «Аэрофон», и «Сумасшедший гобой». Их формы подчёркнуто геометризированы. Эта геометрия, считает художник, - выражение определённой музыки, всякий раз зависящей от формы. Благодаря конструктивным особенностям, на некоторых инструментах коллекции можно играть, извлекая из них музыку прошлого или будущего. Подвески И.Малкиеля привлекают не только своей формой, но и красотой глубокого тона золотого цвета и фактурно обработанной поверхности.
Цитируется по «Пластика в металле и камне. Произведения современных мастеров». Каталог выставки.