Что читаю я сама

May 03, 2017 21:45

Владимир Эрлихман, "Король Артур" серия ЖЗЛ.
На этого автора я вышла по рекомендации отличного сайта "Горький медиа", прекрасного виртуального журнала о книгах и литературе. Мне он страшно нравится, он, и проект "Арзамас". Эрлихман поставил перед собой очень нетривиальную задачу - написать биографию лица, самое существование которого - большой вопрос. Я с наслаждением читала и его экскурс в тёмные века Британии (сперва Ллевелис сын Лливарха отрезал голову своему брату за полторы грядки луку. Потом Друд ап Кериг, племянник Гвенвивер, внучатый кузен убитого, убил Ллевелиса, его семью, слуг, однофамильцев и нагадил в семейную серебряную чашу чашу (бывш. римский рукомойник). А потом пришли саксы и выгнали всех из лесу. А потом пришли норманны и вообще всё веселье закончилось, наступил суровый ордунг унд дисциплинен, за съеденного в королевском лесу дохлого крота полагалось отрубить обе руки).
Эрлихман очень тщательно и при это интересно рассматривает источники, в поисках прототипов Артура, выводя его фигуру из военных вождей, героев мифов и распутывает позднейшую артуриану в поисках корней своего героя. Попутно выясняются очаровательные махинации аббатства Гластоберри, детективная торговля редкостями и стариной, первые шаги английской археологии и фольклористики. Поражает конечно длинная история культурной жизни Англии - как рано они начали, как богат их багаж! Просто уважение проникаешься к бриташкам, у которых каждая кочка - волшебная и историческая. В третьей части "Короля Артура" Эрлихман рассматривает жизнь и значение легенды, как для самой Британии, так и для всего мира. В корпус вошел даже милейший балаган Монти Пайтона. Меня ещё поразило присвоение легенд завоёванных завоевателями, прорастание культуры сквозь любую экспансию.

Владимир Эрлихман, "Робин Гуд", серия ЖЗЛ.
В этой книге автор решает ту же сложную задачу - написать биографию того, кого не было. Главным героем здесь становится собственно, сам свободный йомен, люди, аналогов которым я не вижу в российской истории. Их Эрлихман показывает эдакой солью английской земли, источником британского свободолюбия (для себя, конечно:)) и английского здравого смысла (блага универсального). Очень интересны источники, которыми пользуется автор (например, обилие писаных судебных постановлений, причём весьма древних). Здесь так же присутствует "присвоение героя", в данном случае героя народного аристократией - присвоение это идёт через текст, и это, конечно, очень захватывающе.

Вилейанур Рамачандран "Мозг рассказывает"
Как многие гуманитарии, я имею склонность к научно-популярной литературе, особенно же медицинско-биологической (что не так странно, если подумать). "Мозг рассказывает" - это научно-популярная книга, которую я для себя ставлю в один ряд с Оливером Саксом, "Человек который принял жену за шляпу", Анри Леруа "Мутанты" и Нилом Шубиным "Внутренняя рыба". Не стану хвалиться, что поняла решительно всё, но читать мне было захватывающе интересно. О зеркальных нейронах, и о том, что сострадание заложено в нас биологически (выкусите, любители оправдывать жестокость - это не присуще нашей природе!); о том, как работает "цветной слух", о том, чем мы на самом деле видим и слышим. Эту книгу я непременно ещё раз перечитаю.

Джозеф Хеллер, "Уловка 22".
Художественная литература в последнее время идёт у меня страшно плохо. Требование Пиковой Дамы, чтобы в романе "герой не давил ни отца ни матери и не было утопленных тел" сочетается с желанием читать книги "первосортные", а между нами говоря, первосортных книг на свете не так много. Хеллер зашёл. Я люблю книги о войне, в которых война раскрывается как одна большая нелепость, кровавый абсурд, в котором нет ничего прекрасного и героического, даже если ты американский лётчик на Второй Мировой. Хеллер шутит крайне мрачно, но при этом, собака, остроумно. Сюжет он держит, как жонглёр - кажется вот сейчас все эти Кэткарты, Миллоу, Дейнеки, Дридлы и Пэккемы посыплются безо всякого порядка, но очередной мяч взлетает в воздух, шлёпается в ладонь и повествование каждую минуту находится в равновесии и движении. Магия! Чем-то он мне напомнил (безнадёжной мрачностью взгляда?) Воннегута, прежде всего "Колыбель для кошки", а чем-то Пелевина (ловкостью и экономностью языковых конструкций). Хеллера можно растаскивать на цитаты, именами его персонажей называть знакомых. А ещё по нему снят фильм - тоже очень хороший.

книги

Previous post Next post
Up