В разных дискуссиях на тему "как быть с детьми" очень часто всплывает спор между "надо приучать" и "давайте без насилия". Понятно, какую точку зрения занимаю я?
Не буду говорить, что у меня аллергия на слово "надо", но ряд претензий к нему я имею. Например, я не признаю его как самодостаточную мотивацию, потому что голое "надо" - это какое-то истязание человека. Между нами - ну много ли в жизни взрослого человека, исключая тюрьму, армию и ещё, пожалуй, медицину такого уж бескомпромиссного "надо"? Неужто адепты волшебного слова стали бы, например, через "не могу" жить с противным человеком в браке? Носить уродливую одежду? Работать на безденежной тоскливой работе, от которой тошнит?
Я сужу на основе собственного детского опыта и глядя на своего ребёнка. Когда я занималась живописью, которую в детстве очень любила, любое "надо" шло на ура. Я "добровольно и с песней" вскакивала в воскресенье в семь утра - сделала уроки, и почесала - либо в зоопарк, либо в зоомузей - делать эскизы и зарисовки, ходила до упаду на пленеры, либо вполне добровольно сидела вечерами над графикой. Ах, какое ж это удовольствие было - шесть пёрышек одно другого тоньше, крошечный кусок бумаги и китайская тушь, и сидеть, вырисовывать тончайший орнамент! А занятия в студии вообще были праздник - сколько угодно разной бумаги, и жировая пастель, и акварель и какие можно аппетитные натюрморты писать!
Когда мне припёрло писать стихи - я неделями могла биться с формой, которая была мне нужна - и освоила таки совершенно самостоятельно и сонет, и акростих. Я не стала ни поэтом, ни художником, но учёба в интересных мне областях до сих пор даётся легко и с удовольствием. И я думаю - если б я сумела найти довольно талантливого преподавателя той же математики - она бы шла так же легко и прекрасно, как литература или история.
Сейчас, глядя на сына я вижу, что если зайти к предмету с интересной стороны - не будет никакого тошнотворного самопринуждения, труд будет не ослиным, а осмысленным.
Смысл! Можно делать очень много чего трудного, когда за трудом лежит смысл - деньги (и хорошо оплачиваемая работа уже не так ужасна), интерес (а чем держаться почти нищие учёные-гуманитарии), здоровье и красота (и диета идёт без смертельного надрыва), любовь, извините за выражение (а как бы мы ходили за старыми и малыми?). А детей любители "надо" постоянно хотят заставить жить как в казарме и искренне верят, что это подготовит их "к взрослой жизни"! Да помилуйте, это что за взрослый человек, если он кругом себя изнасиловал, и нет у него ни любви, ни интересу, ни денег? Это дезадаптант какой-то.
Главное же - мы не знаем, в каком мире жить нашим детям, как не знали этого наши родители. И возможно, что все эти необходимости будут силами и временем потраченными впустую. Хуже того, при известном усердии человек окажется совершенно неприспособленным к выживанию, его разрушит постоянное самонасилие. Стоит учить не вещам, которые "надо", стоит учить принципам работы, умению сориентироваться, разобраться, заинтересоваться. Стоит, чёрт возьми, научить быть счастливым.