Надо vs добровольно

Nov 20, 2016 23:19

В разных дискуссиях на тему "как быть с детьми" очень часто всплывает спор между "надо приучать" и "давайте без насилия". Понятно, какую точку зрения занимаю я?


Не буду говорить, что у меня аллергия на слово "надо", но ряд претензий к нему я имею. Например, я не признаю его как самодостаточную мотивацию, потому что голое "надо" - это какое-то истязание человека. Между нами - ну много ли в жизни взрослого человека, исключая тюрьму, армию и ещё, пожалуй, медицину такого уж бескомпромиссного "надо"? Неужто адепты волшебного слова стали бы, например, через "не могу" жить с противным человеком в браке? Носить уродливую одежду? Работать на безденежной тоскливой работе, от которой тошнит?

Я сужу на основе собственного детского опыта и глядя на своего ребёнка. Когда я занималась живописью, которую в детстве очень любила, любое "надо" шло на ура. Я "добровольно и с песней" вскакивала в воскресенье в семь утра - сделала уроки, и почесала - либо в зоопарк, либо в зоомузей - делать эскизы и зарисовки, ходила до упаду на пленеры, либо вполне добровольно сидела вечерами над графикой. Ах, какое ж это удовольствие было - шесть пёрышек одно другого тоньше, крошечный кусок бумаги и китайская тушь, и сидеть, вырисовывать тончайший орнамент! А занятия в студии вообще были праздник - сколько угодно разной бумаги, и жировая пастель, и акварель и какие можно аппетитные натюрморты писать!
Когда мне припёрло писать стихи - я неделями могла биться с формой, которая была мне нужна - и освоила таки совершенно самостоятельно и сонет, и акростих. Я не стала ни поэтом, ни художником, но учёба в интересных мне областях до сих пор даётся легко и с удовольствием. И я думаю - если б я сумела найти довольно талантливого преподавателя той же математики - она бы шла так же легко и прекрасно, как литература или история.

Сейчас, глядя на сына я вижу, что если зайти к предмету с интересной стороны - не будет никакого тошнотворного самопринуждения, труд будет не ослиным, а осмысленным.

Смысл! Можно делать очень много чего трудного, когда за трудом лежит смысл - деньги (и хорошо оплачиваемая работа уже не так ужасна), интерес (а чем держаться почти нищие учёные-гуманитарии), здоровье и красота (и диета идёт без смертельного надрыва), любовь, извините за выражение (а как бы мы ходили за старыми и малыми?). А детей любители "надо" постоянно хотят заставить жить как в казарме и искренне верят, что это подготовит их "к взрослой жизни"! Да помилуйте, это что за взрослый человек, если он кругом себя изнасиловал, и нет у него ни любви, ни интересу, ни денег? Это дезадаптант какой-то.

Главное же - мы не знаем, в каком мире жить нашим детям, как не знали этого наши родители. И возможно, что все эти необходимости будут силами и временем потраченными впустую. Хуже того, при известном усердии человек окажется совершенно неприспособленным к выживанию, его разрушит постоянное самонасилие. Стоит учить не вещам, которые "надо", стоит учить принципам работы, умению сориентироваться, разобраться, заинтересоваться. Стоит, чёрт возьми, научить быть счастливым.

всякая фигня

Previous post Next post
Up