Интересное интервью в немецком Spiegel о том, какое отношение к богатству в Германии и Европе. Публикую отрывок.
В Германии сложился образ относительно однородного общества, ориентированного на средний класс. Отличия есть, но они не должны быть слишком большими. Многие люди склонны с подозрением относиться к богатым.
(c) Peregrine Heathcote, 1973
SPIEGEL: Обычно богатые в Германии склонны вести себя сдержанно...
Лаутербах: Да, в своих исследованиях я постоянно сталкивался с особым типом: соседским миллионером. Он незаметен, он получил наследство, которое хорошо вложил на рынке капитала, купил акции Apple, когда в них еще действительно стоило инвестировать. Он также мог унаследовать два многоквартирных дома, от аренды которых он получает доход. Затем у него есть 120 000 евро на год. Он богат по критерию «освобождения от потребности в прибыльном занятии». Взгляните, например, на то, что произошло в Берлине в 1990-х годах: некоторые, открытые для новой ситуации, инвестировали с умом, купили многоквартирные дома в Кройцберге или Нойкельне за 1,4 миллиона марок, которые теперь можно продать во много раз дороже.
SPIEGEL: Что, если вы не унаследуете многоквартирный дом в Берлине и не разделите инвестиции? Каковы шансы разбогатеть в Германии?
Лаутербах: В нашем исследовании богатых мы даже не спрашивали о доходах, а только о богатстве: есть ли у вас чистые финансовые активы более 500 000 евро? Итак, эксклюзивная недвижимость, только наличные, акции, все, что можно очень быстро капитализировать. У нас там были самые разные люди, там был и один человек с общими активами в полмиллиарда евро - что у них было общего: все они были предпринимателями.
SPIEGEL: Значит, единственный способ разбогатеть - это деловая хватка?
Лаутербах: Люди, чью карьеру мы исследовали, характеризуются тем, что гораздо менее выражено у большинства населения: они в целом более склонны к риску, меньше полагаются на академическое образование. Но по инстинкту или внутреннему ощущению они более открыты и пробуют новые вещи. Мы проанализировали резюме участников исследования. Даже когда они были молоды, они хотели зарабатывать настоящие деньги. Пока некоторые обслуживали столики в пабе, они ремонтировали мопеды в 1970-х годах. Но не бесплатно, один из них потом написал инструкцию по ремонту и продал ее за десять марок.
SPIEGEL: Звучит как история легендарного инвестора Уоррена Баффета, который, как говорят, в шестилетнем возрасте купил шесть упаковок кока-колы за 25 центов, а затем перепродал отдельные бутылки с прибылью.
Лаутербах: Точно. В США многие школы учат детей именно такому мышлению. Есть проектные недели, когда молодые люди получают по 50 долларов и должны увеличить сумму. И тогда одни зарабатывают 55 долларов, другие 70 долларов, а самые успешные 250 долларов.
Предпринимательские навыки преподаются как само собой разумеющееся в классе. Если бы я предложил что-то подобное в Германии, многие родители сказали бы: «Но мы же не хотим капитализма в школах». Это не столько связано с капитализмом, сколько с новаторским духом, навыками и любопытством.
Колесо Фортуны.
К слову, раз уж заговорили изначально о Германии:
нашёл
тут любопытную информацию (Документы ФБР), которая доказывает, что Адольф Гитлер и компания прекрасно себе жили после 1945 года и никто не застрелился и не сдох от позора "проигрыша". ФБР в 2016 году разместили на своем официальном веб-сервере почти 800 страниц рассекреченных оригинальных документов об Адольфе Гитлере и компании, которые после 1945 года прекрасно жили в Южной Америке и США.