Креативное мышление и Канал Творца. Уходим от роботов и нефтяной иглы

Apr 02, 2017 00:04

В последнее время мало для кого уже секрет, что всё движется к роботизации и массовым сокращениям людей. А ведущие учёные и футурологи говорят и пишут о ценности креативного мышления и творческого подхода. Ведь автоматизация, роботизация и искусственный интеллект серьёзно теснит человека. По Европе и США уже местами ездят такси без водителя, ряд логистических компаний переходит на автомобили без человеческого управления - это снижает и затраты, и риски, и число несчастных случаев. Какой смысл людям платить? Целый ряд предприятий, например, металлургического сектора, без автоматизации и массовых сокращений персонала в разы в ближайшие 3-5 лет просто станут неконкурентноспособными. Социалка и переучивание людей - отдельная тема. Чаще всего же я встречаю в провинции рост алкогольных магазинов и спаивание населения. Вот такой вот дикий, циничный капитализм.

В ближайшие годы даже в России значительная часть работников банковского сектора будет сокращена, благодаря усилиям Тинькова и Грефа. Хоть роботизация мало имеет общего с социальной ответственностью, бизнесу всё же приходится ориентироваться на тренды, которые задают очумелые гики из Кремниевой долины и Японии и либо поспевать за изменениями, либо отдать рынок. По крайней мере, так им кажется, хотя во Франции, насколько мне известно, социум успешно противостоит Убер, а на Бали таких таксистов зачатую просто избивают и выкидывают в джунглях.



Учёные же рисуют совсем мрачную картину.
Наши перспективы, как говорит Татьяна Черниговская: праздная цивилизация и лишние люди - кухня дьявола. Перспектива 5-7 лет.



Роботы выгонят людей. 75% людей не будут работать. Предположение, при котором некоторые считают, что свободные люди будут креативными вещами заниматься - довольно ошибочно. Так уже было в древнем Риме и, как я наблюдаю за детьми богатых родителей, что-то новое создают и как-то творчески себя проявляют единицы. Подавляющее большинство обеспеченных детей и людей живет ценностями потребления.

По большому счёту, "творчество" золотой молодёжи сводится вот к таким и подобным эпизодам:



Что тут скажешь, дьявол носит прада. Осуждать такую вот креативность не будем. Всё имеет право на жизнь. Каждому - своё (написано на воротах Бухенвальда).

И знаете, что мне говорят мои недавние друзья о теме "Предназначения" и в ответе на вопрос "Для чего ты живёшь?"

- Я хочу гелик, а потом уже буду думать!

Занавес.

Поэтому базовый доход, скорее всего, нам больше повредит. Вот что с базовым доходом происходит в других странах - то есть где-то хорошо, а где-то люди сами против.

Что же делать обычным людям пока ещё "некреативным"?

Когда я учился в школе и увидел компьютер, я решил идти в программисты. И сейчас всем очевидно, что эта профессия высокооплачиваема и многие мои сокурсники спокойно зарабатывают свои 5-10 тысяч долларов, работая на Кремниевую долину и Европу, даже, порой, не выезжая из России. Но спрос на программистов тоже скоро станет ощутимо ниже.

«Сегодняшняя отличная специальность вряд ли будет такой же через 5 или 10 лет», - сказал миллиардер Марк Кьюбан.
(Владелец баскетбольной команды Национальной баскетбольной ассоциации «Даллас Маверикс», владелец Landmark Theatres, CEO компании HDNet и HDTV cable network)

Он уверен, что следующей волной инноваций будет «автоматизация автоматики». Программное обеспечение скоро начнет писать само себя, что в конечном итоге ликвидирует крайне прибыльные сегодня рабочие места разработчиков. О них Кьюбан говорит: «Это ведь просто математика, так? Поэтому люди больше не понадобятся».
Кьюбан полагает, что, как это ни парадоксально, технологии уничтожат в первую очередь технологические профессии, и разработчики ПО станут одними из первых жертв.

Если эти прогнозы в самом деле оправдаются и спрос на программистов, разработчиков и инженеров в конечном итоге испарится, какие же работники тогда будут востребованы? Кьюбан заявляет, что скоро работодатель будет гнаться за кандидатами, которые выделяются творческим и критическим мышлением, а с этим машины пока справляются плохо (и это надолго).

Кюбан: Лично я считаю, что через 10 лет будет больше спрос на специалистов гуманитарных дисциплин, чем на тех, кто владеет программистскими или даже инженерными специальностями, - считает Кьюбан и добавляет, что литература, иностранный язык и философия будут пользоваться особым спросом. - Не сегодня: какое-то время эти дисциплины по-прежнему будут не очень популярны. Однако их день настанет.

Разумеется, Кьюбан драматизирует насчёт программистов: простые сайты собирать можно научиться быстро, в том числе, с помощью индусов, которые уже итак пишут значительную часть низкоуровнево кода и закрывают саппорт, а создавать с нуля целые экосистемы - то ещё творчество.

Ну да ладно. Вернёмся к искусственному интеллекту и роботам.

Роботы уже могут выигрывать человека в шахматы, и управлять колонной грузовиков, но великолепные стихи, как Пушкин, или картину, или речь, которая изменит мир - робот никогда не скажет и не напишет.

Поэтому, единственный путь, путь эволюции - путь в творчество, развитие креативного мышления. В жизни и в бизнесе. Везде.



Картина "Жар-птицы" кисти Татьяны Новошинской

Что же позволяет сдвинуть нейронные связи в мозгу человека "потребления" в другую, креативную фазу?

Я смотрел и отечественные, и западные наработки по части психологии, психотерапии, науке о мозге, множество тренеров, экспертов по креативности лет 5-7 очень интенсивно и последнее, что я видел в прошлом году - это "Путь художника" и иже с ними. И "правильная" йога.

Как сказал один из моих знакомых психотерапевтов, работающих с творческими людьми: "5-6 недель работы по Пути художника и правильной йоги и открывается творческий поток".
Так это долго, друзья мои. По пути этих 6 недель куча препятствий могут унести в болото + нужен ресурс и поддерживающая среда для тренировок.

Тем не менее, физическая активность обязательна. Любая, в радость, в меру - для разгона энергии и болота в голове. Расчищаем авгиевы конюшни.

По большому счёту, творцы не очень-то и выгодны, особенно те, в ком слышен зов Духа. Если их, таких творцов, станет больше - мир превратится в цветущий сад. И управлять такими людьми станет невозможно. И от того такая жёсткая травля тех, у кого по-настоящему сияет канал творца.

"У тебя нет диплома! Не имеешь права писать, танцевать, исцелять людей". - Орёт один ментор.

"Ты нарушаешь законы жанра", - вторит ему второй.

"Ты ничтожество", - включается в игру третий...

И творческий поток мало ещё открыть - нужно дойти до продукта творчества и суметь его монетизировать. А у людей на постсоветском пространстве отдавленная ценность себя, эгрегориальные прошивки на служение и "бес-платно" + любовь к халяве. То есть свои же и сожрут. Из зависти. А потом купят американское или европейское.

На счёт развития креативности у нас соображения следующие:

image Click to view



Ну а результаты можно видеть, например, по картине с Жар-Птицами (которую написала женщина уже зрелого возраста, не писавшая картин со школьной скамьи) или, например, вот по таким пирожным



Кретерии креативности и степени креативного мышление (для тех, кому интересно) - под катом:



По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:

    • беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    • гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму


психология, роботы, мышление, креативность, трансформация, сознание, творчество

Previous post Next post
Up