Нэнси Мэллон. Расскажем детям сказки. Рассказ 18.

Nov 12, 2015 20:48


НЭНСИ МЭЛЛОН
РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ
(Перевод М.Шаскольской)
Рассказ 18



Сам по себе процесс роста подобен беспрерывной сказке с приключениями. Сказки и истории, в которых отражается истинность природных ритмов, помогают проходить по жизненному пути. В своем росте дети свершают множество больших и малых движений по спирали, и мы можем наблюдать эти красивые и сложные ритмы роста, помогая им своим воображением. Действующие в них силы - как созидающие силы, которые строят и поддерживают, так и силы разрушения, которые разрушают старое, - помогают детям находить свои пути эволюции.. А ваши собственные истории, которые вы черпаете у природы, вместе с традиционными сказками, воплотившими в себе творящее и преобразующее начало, могут поддерживать, подсказывать, манить и помогать им принимать каждую ступеньку их развития. Взрослый человек с открытым сердцем и глубоким интересом к сказочному повествованию, может сотворить в себе «внимающее сердце». Оно легко пересечет ветхие границы и не тронет образного языка, сохранив его в целости и силе. Из этих старых образов могут естественно возникнуть новые истории, в которых сочетаются старые и новые элементы.
Иногда маленькие дети, еще не готовые к сказкам, очень ярко переживают образы во снах - во время периодов бурного роста сны могут быть живыми и беспокойными; много запомнившихся картин появляются очень ярко. Если детей беспокоят сны, их может успокоить простая добрая сказка о сновидениях:
«Росло однажды маленькое дерево, и оно мечтало вырасти и стать большим деревом. И все ему снилось, что оно выросло и стало могучим. И вот оно росло, росло и стало как раз таким деревом. Оно всю долину вокруг себя могло видеть, и птицы весело щебетали у него в ветвях»….
Или
«Как-то раз маленькому камню приснилось, что он умеет танцевать. А утром пришел мальчик, подобрал камушек, да и запустил его в озеро. Но тут поднялись волны, подняли камушек, закружили его, покружили как в танце и вынесли обратно на берег».
Бабочки, зернышки - все это для детей картинки их самих. Маленькие семечки, спящие внутри яблока, видят во снах вечную природу яблоневого дерева и то, как они высвободятся. «Э=э, мне предстоит далекий путь!» - может закричать горошина, вылетая из лопнувшего стручка. Или изящные крылатые кленовые семечки - «носики» - могут искать себе товарища, отправляясь в путешествие-полет, чтобы поболтать по дороге. Хрупкому семечку приходится многое преодолеть, прежде чем оно вырастет: ему мешают большие скалы и мелкие камни, старые корни куста сирени или загрязненные потоки, засохшая земля. Оно может биться долгое время, прежде чем пробьется на свет, где его встретят мягкий ветерок и пение птиц.
Все больше находятся у летей сотоварищей в процессе роста - животных и растений. Группа родителей старших дошкольников сочиняли каждый по сказке, где что-то зародилось и выросло. Одна сказка начиналась так:
«Жило-было маленькое деревце. И однажды ночью, когда луна светила очень ярко, оно вдруг стало расти, расти - и вверх, и вниз, и когда наступило утро, все его большие и маленькие ветки оказались очень разными и чувствовали себя по-разному».
Другая сказка начиналась так:
«Маленькое облачко весело носилось по небу вслед за большими облаками. И сказало ему великое Солнце: «Пора тебе, облачко, расти». Но облачко расти не хотело, хотело быть маленьким и играть. Но все-таки оно стало расти, и тут облачко закричало: «Не хочу! Пожалуйста, я хочу еще побыть маленьким!» Но оно все росло и росло, и наконец сказало ему Солнце: «Ну вот, дитя мое, ты выросло таким прекрасным, что можешь своими ливнями поливать сады. А вместе со мной ты можешь создать Радугу и люди на Земле будут этому радоваться». И тогда облако стало таким счастливым!».
Вырастая и набираясь сил, дети все снова и снова нуждаются в чувстве защищенности и связи с окружением. Все они жаждут содержательных, дружественных отношений с миром природы. Слова взрослых, в которых есть внимание и уважение к жизни живого существа и нового рождающегося потомства, помогают ребенку обратить затруднение, перевозбуждение или отвращение в спокойное достойное приятие. Простой рассказик про маму-хрюшку, которой приходится нянчить двенадцать маленьких поросят, может показать красоту в чем-то, что вызывает совсем противоположные чувства.
Если о заброшенности или страданиях зверей рассказать с состраданием и любовью, это тоже помогает детям строить силы души. Также силы появляются от описаний верности среди живых существ в природе, особенно это важно, если родители ребенка живут врозь. История о верности говорит ребенку, что в самой простой жизни маленьких созданий есть что-то, к чему можно стремиться. Поищите такие истории, которые ваши дети смогут переживать как отражения собственного роста. Постарайтесь придумать историю, где есть тайные места, а в этих местах что-то большое становится маленьким, а что-то маленькое, наоборот, вдруг вырастает. Ну, например, можно начать так:
«Жило-было беличье семейство в дупле старого дерева…». Или «Жила-была гусеница. Вот она как-то вся завернулась медленно-медленно и заснула глубоким сном».
Previous post Next post
Up