Понравилась статья
neivid http://neivid. Про отсутствие эмоционального подключения к детям. Про родительство без вовлечённости. У меня со старшими детьми как раз не было ни грамма этого самого, я настрадалась в их младенчестве. "Когда это кончится?" - вот основной вопрос такого родителя. И чувство вины его постоянный спутник. "Почему я не люблю ребёнка? Все любят! Я - ненормальная!" Это опускает. Это тяжело, скучно, нудно, почти невыносимо. Только с Дуняшей мне стало легко-легко. Дуняша - мой первый воздушный шарик, Фрося и Федя - ещё воздушнее, а вот Илья и Ульяна и были гирями и даже остаются в какой-то мере - не по их вине, а в моём психологическом восприятии.
Автор сообщает, что это очень распространено, хотя об этом редко говорят, что не надо считать себя уродом. Что от родителя это не зависит, значит не может быть поводом для угрызений. Что эмоциональное подключение не стоит путать с любовью. Не "Я не люблю своего ребёнка", а "У меня не включилось то, что должно было включиться". Да. Это точно. Я люблю Илью и Ульяну. Просто у меня не включилось в их младенчестве что-то там, в глубинах, я не была настроена на их волну, я не попадала в ритм. Я осознавала это как вину и катастрофу. Автор предлагает отнестись к этому рассудительно. И работать спокойно в направлении осознанности и справедливости. Да, хорошо. Автор не оперирует этим понятием, но построение отношений осознанных, идущих от головы - это как раз построение привязанности. Это то, что спасло меня в моих страданиях со старшими. Спасибо Ньюфелду, Ольге Писарик и Альфа-сообществу, из которого меня вовремя выперли, как раз когда стало уже скучно.
Автор не указывает причину явления. Почему не включилась эта самая включённость? Почему не завязалась эмоциональная связь? Возможно, это какое-то индивидуальное качество? Тогда почему оно так распространено, но ощущается как неправильное? Это физиологическое явление? Окситоцин плохо вырабатывается? Почему? Гормоны зависят от настроя не меньше, чем настрой от них, родимых.
Мне кажется очевидным, что это социо-культурное явление. Не больше не меньше. Материнство, отцовство, вообще семейность вымываются из культурного контекста. Есть ещё образ семьи, но нет живой традиции его воплощения. Редко встречается. Мужчина и женщина редко создают прочные отношения, редко заводят в этих отношениях больше одного ребёнка. Девочки не носят на ручках младших братьев-сестёр, матери не кормят при них грудью одного ребёнка за другим. Эпизод рождения младшего ребёнка в семье переживается часто старшим как несчастье. Всё с тем же рефреном: "Когда же это кончится?"
В детском саду и школе, где дети проводят почти всё свое время, не учат заботе о малышах, коллектив одновозрастный, другие классы - другие миры, а младенцы - вообще за пределами. Фильмы и мультики говорят о чём угодно, только не об этом. Девочки не играют больше в пупсов, в дочки-матери, они играют в барби, в машинки, в плюшевых зверушек. Повзрослевшая девушка-барби, заработав на машинку, заводит зверушку. Девушка мечтает о любви, а также у неё есть смутное представление о том, что к тридцати надо иметь ребёнка. Если она религиозна, у неё есть отчётливый образ большой семьи, навязанный соответствующей её религии культурой. Она считает, что детей должно быть много. Ну, или ребёнок сам появляется - от любви. И вот. Ребёнок (а то и несколько) есть, а вовлечённости нет! Ничто не подготовило - ни школа, ни фильмы, ни книги, ни детские игры, ни собственный детский опыт. Такие дела.
Как ребёнок, никогда не видивший, как играют старшие дети, не играет, страдает от скуки, так женщина, изолированная от культуры материнства, страдает от материнской недостаточности. Материнство (и отцовство тоже) - социальное поведение, оно должно быть передано и воспринято, желательно в раннем возрасте. Тут ещё надо учитывать, что воспитание, особенно в раннем возрасте, это не только научение, но формирование в целом. У девочки, которая укачивает запелёнутый в тряпочки чурбачок, наверняка одновременно нарастают какие-нибудь рецепторы, чувствительные к окситоцину. (Пусть физиологи меня поправят). Если формирование прошло кривовато, приходится действовать от головы. Двигаться к осознанности и справедливости. Согласна с автором, это помогает. Скажу больше. Со временем всё же количество переходит в качество. Говорят, со вторым ребёнком легче. Мне стало легче с третьем. А недавно говорила с одной мамочкой, так ей стало легче только с четвёртым (у неё сейчас семь). Если моя теория верна, нашим с ней детям должно быть легко с самого начала. Вот и посмотрим.