Просвет - 2016

Jul 13, 2016 19:44


Мне очень нужно научиться писать короткие отчёты. Просто необходимо. Потому что отчёт про Архстояние, например, я ещё не закончила. Но этот должен быть завершён сегодня, ибо впереди - Insomnia и Ладожские шхеры. Поэтому - тезисно и в картинках.. что без лирики - даже не обещаю, всё равно не смогу))

Волонтёрский эколого-просветительский лагерь Просвет (http://www.prosvet-lager.ru/) был в этом году пятым по счёту. Руководитель лагеря - Алина Кольовска, к которой я несколько лет назад ходила на лекции по экологии в московский Центр Экономии Ресурсов. Алина запомнилась мне как замечательный лектор и крайне увлечённый своим делом человек. Место проведения лагеря по описанию на сайте выглядело интересным. И мы поехали)



Расписание лагеря предполагает работу до обеда, а после - просветительскую программу, лекции, мастер-классы, причём как от организаторов лагеря, так и от участников, которые хотят поделиться своими знаниями и умениями. Мы, как два старых скептика и как придирчивые зануды, особенно на послеобеденную программу не рассчитывали, думая, что будем гулять, купаться или продолжать работу. И были, к счастью, жестоко посрамлены:) но обо всём по порядку...

Работа. Как я понимаю по рассказам участников и отчётам, в прошлые годы просветовцы очищали ценные природные территории от мусора, сортировали этот мусор и сдавали в переработку. А этот год оказался непривычным для всех: мы расчищали экотропу в дендрарии, делали настил, работали в питомнике, разбирали старые лаборатории.. мы со Сказочником, конечно же, не могли не поработать "на строяке" - нам досталось делать навес в столовой, которую пришлось в срочном порядке расширять в начале лагеря. Было много разного и интересного. Поначалу работа до обеда вызывала у нас опять-таки скепсис - типа ну что можно успеть за четыре часа?? а в финале все, включая самих участников, офигели от масштабов проделанной работы. Было здорово, что в начале каждого дня можно было выбрать, чем хочется заниматься. Я очень жалею, что мне не довелось попасть в питомник растений, всё остальное я успела) особенно нежно вспоминаю, конечно же, разбор двух старых лабораторий. Здесь будет уместно начать с рассказа о месте, где мы были..
Научно-опытной станции "Отрадное" Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН сейчас около семидесяти лет. В советское время она была процветающим научным центром, филиалом института, исследовательской площадкой и т.д. Специализацией была интродукция растений - выращивание видов, привезенных из других регионов и климатических зон, изучение приживаемости и морозостойкости. В качестве примера рассказываю историю, которая не оставила равнодушным ни одного из участников лагеря.. Это прекрасное место - русская родина борщевика. Когда-то борщевик Сосновского завезли в среднюю полосу, придумав кормить им коровок, потому что зелёная масса этого растения превышает многие другие массы других растений, вместе взятые. И удобрений не надо, и поливать не требуется, растёт борщевик сам по себе - загляденье. И коровки его трескают вроде как с удовольствием. Только вот.. потом выяснилось, что молоко у них то ли портится от него, то ли вовсе пропадает, не помню. И программу свернули. А борщевик остался. И пошёл победным шагом по огромной нашей стране. Именно оттуда, с берегов озера Отрадное... Он там везде. Он ростом в три меня. Каждый участник лагеря, если разбудить его ночью, мог рассказать, чем именно опасен борщевик и что такое фотосенсибилизирующее действие на кожу. Вот он, его величество. Символ торжества природы над всеми человеческими предположениями... и символично - первая фотография. Под огромными зонтиками борщевика (по возможности держась от них подальше) прошёл весь наш Просвет.



Итак, когда-то станция процветала, а для исследований на территории были разбросаны маленькие уютные четырехкомнатные домики - лаборатории. Сейчас всё в запустении и упадке, и домики эти мы разбирали на дрова и стройматериалы... Я хорошо знаю и люблю щемящее тонкое чувство наблюдения за старой, уже закончившейся чьей-то жизнью. Там были очень хорошо видны её следы и отголоски. Я провела однажды полдня в осторожных прикосновениях к тому, что сейчас признано мусором, собрано в мешки и увезено на тракторе, или сгорело как растопка в наших кострах. У меня осталось несколько кадров. Слишком мало, конечно.

Крышка от посылки с материалом из южной ботанической экспедиции.



Половинка книги с романами Беляева. В "Голове профессора Доуэля" была закладкой чистая этикетка гербария Ботанического института, а в "Человеке-амфибии" - почерневший сухой лист.



Много лабораторного стекла - и битого, и еще упакованного в коробки со стружкой. Но больше всего меня зацепило даже не оно, а банка с окаменелой мукой. Надпись на этикетке: "Банка Ткаченко, мука Бл. Ирины". Спустя несколько десятилетий мы знаем, что мука и банка принадлежали разным людям. А лабораторного стекла я набрала с собой на память - не удержалась. Такое оно всё красивое.. как вымою - буду отдельно хвастаться)



Но это еще не самая прекрасная из этикеток. В одной из комнат веселые и мудрые лаборанты наклеивали на стену этикетки от всего, что они выпили. Кажется, чуть позже начали добавлять туда неалкогольные напитки и еду - таких гораздо меньше. Некоторых названий вин я никогда не слышала, а особое место на отдельной стене занимает Рояль 96 градусов. На прибитых к стене сигаретных пачках ласточки пытались вить гнездо. Я оторвала бы все этикетки, но не получится... Который день я с нежностью думаю о веселых лаборантах. Это так удивительно - не иметь никакого понятия об этих людях, но видеть следы не только их труда, но и простой жизни, их вечерних посиделок.. Жизнь долго сохраняет свои отзвуки. В другой комнате, где ничего из-за темноты не удалось сфотографировать, меня встретил резкий запах уксусной кислоты. Там был склад реактивов - огромные запасы, бутыли с кислотами, корзины с порошками.. когда-то жизнь бурлила здесь. А теперь бурно только растут два куста актинидии по верандам каждого из домиков. Я рада, что успела побывать в них и увидеть эти отголоски чужой тёплой и весёлой рабочей жизни. Память сохранится.












Из других фоток про работу у меня есть только Сказочниковая конструкция под тент. Делали мы её три половинки дня. Как-то вечером за ужином моя будущая подруга Лара, сидя рядом с ещё не законченной и не накрытой тентом буквой А, сказала - почему-то я чувствую себя как на Архстоянии...



Завершали навес мы уже под проливным дождём. Дождь был с нами все следующие дни, почти до отъезда. В голове у меня не переставая звучала песенка "Вальс в ритме дождя", особенно строчка "словно из мелких-мелких сит третью неделю моросит..." Прелести жизни у воды - беспрерывная морось. Но озеро было чудесным. В первые солнечные дни мы успели искупаться, и я не помню другой настолько ласковой воды. Оно и правда Отрадное.







Примерно неделю подряд шёл дождь. Телефон отсырел, и фотографий дальнейших процессов у меня почти нет. Да и некогда было, честно говоря, гулять и фотографировать, потому что про просветительскую программу мы оказались совсем-совсем неправы. Она была выше всяких похвал. Каждый день мы судорожно выбирали, каким занятием в пользу какого нам придётся пожертвовать. Нам читали лекции по экологии наши дорогие организаторы. К нам приезжали разнообразные ботаники из Ботанического института. Особенно всем запомнился очень экспрессивный Пётр, увы, не помню ни должности, ни фамилии, но лектор фантастический. Мы ходили с ним в один из предпоследних дней по той самой экотропе, которую расчищали, и он рассказывал нам, собственно, чего мы тут такое ценное чистим. Бриллиант лекции: высоченный кудрявый рыжий Пётр подскакивает к кедру, который по сравнению с соседями выглядит задохликом, но несколько выше Петра ростом. "А это, коллеги, - кедровый стланик! И это круто!!! Потому что обычно он вот такой (показывает себе на коленку), а тут вырос вооот такой!" Мне кажется, ни у одного из фотографов нет кадра, где Пётр не машет руками и пучками травы во все стороны)) А на экотропе, оказывается, собраны растения со всей страны. Особенно господа ботаники гордятся коллекцией рододендронов, которые очень трудно вырастить в "чужих" условиях..



Три дня подряд- краткий рассказ о первой помощи от Саши Шпера плюс лекция о личной аптечке. Я запомнила, что он доброволец Гринписа, только потому, что это было написано на его боёвке, а полный список его знаний и умений не поместится в моей голове. Три дня подряд - мастер-класс по массажу от волшебного Серёжи Жданова. Лекция по философии от "Нового Акрополя". Кинопросмотр с последующей игровой дискуссией. Два общелагерных квеста. Народные песни и хороводы. Лекция о специях. Круглые столы про волонтёрство. Лекция по урбанистике и социальной активности. Ландшафтоведение. Рассказ, как заготавливать и заваривать травы. Клуб автостопщиков. Разговорный английский клуб. Множество интересных рукодельных мастер-классов, на которые меня вообще совсем не хватало. Каждое утро в шесть тридцать - йога, на которую я ни разу не проснулась, а Сказочник один раз доблестно сходил. Конечно же, это только малая часть, остальное я просто не помню. И на всё это огромное количество лекций - всего две, где мы, придирчивые снобы, были разочарованы в лекторах. Это процент, стремящийся к нулю, и это просто чудо.

Люди. Нас было 161 человек, включая детей, и конечно, мы не успели познакомиться и пообщаться со всеми. И это жаль, потому что я уверена - случайных людей там не было. Я как-то спросила у Алины, есть ли какой-то фильтр по анкетам для участников лагеря. Она улыбнулась и ответила мне что-то про самоотбор, про то, что тематика лагеря сама по себе фильтрация.. Думаю, так и есть. И думаю, что очередной кусок следующего лета у меня забронирован, и остаётся весь год молиться о несовпадении дат с прочими бронями)))

Осталось ещё раз сказать спасибо всем, с кем мы встретились и подружились в эти волшебные десять дней. Я не рассказала много весёлых баек и много восхищённых слов о прелести этого места. Не рассказала о финском доме, которому больше ста лет, в котором круглые жестяные печи и огромные ботанические карты на стенах. Не рассказала, как непривычно было мне быть Машей и как бесстрашно Сказочник написал на своём значке-бейджике позывной вместо имени, и как к концу лагеря все наши друзья привыкли, а мне оставалось тихо завидовать) Не рассказала о совершенно первобытной печи для обжига керамики, которую сваяли Люба и Саша. Не рассказала, как волшебно нас кормили, про горячий душистый свежий хлеб - счастье посреди уныния и сырости. Много всего. Но ещё несколько фотографий я вам покажу.

Там в некоторых местах начинаешь думать, что угодил в машину времени. Я впервые услышала, с каким душераздирающим звуком переключается этот рубильник.



Там очень, очень много было прекрасных цветов и деревьев. А в день нашего отъезда снова появилось солнышко.



Купаться мы уже не успели, но на озеро сходили - попрощаться. Выезд наш был очень просветный и отрадный. Спасибо!!



И напоследок - я открыла для себя гербарий как прекрасный способ хранить воспоминания. Только очень жалею, что не утащила этикеток со стены, не собрала всех красивых листьев по дороге, забыла забрать пустую карточку гербария из книги..



отчёт, Сказка, люблю

Previous post Next post
Up