Материал относительно старый (2005 год), но не устаревший окончательно.
Видно таков темп нашей жизни.
Действительно - "Стабильность".
Почему вся эта активность похожа на балаган?
Это было похоже на балаган уже в советский период. Существовала огромная сеть институтов Академии наук, я уже не говорю о вузах… «Научные кадры» создавались в соответствии со штатными расписаниями, а не с общественными потребностями.
В обществе в целом существуют значительные левые ожидания и настроения. Людей левой ориентации достаточно часто можно встретить и в академической среде, и в молодежной. Казалось бы человеческие ресурсы достаточные, есть определенный спрос на левую идеологию, но совсем не видно тех интеллектуалов, которые могли бы ответить на эти запросы и ожидания. С чем это, на твой взгляд историка, связано?
Был такой период, последовавший за расстрелом Верховного Совета в октябре 1993 года, когда, с одной стороны, исчезли в массовом порядке иллюзии относительно быстрого экономического роста и превращения страны в «большую Швейцарию», а с другой - исчезли политические иллюзии относительно «демократии». Тогда на общественной сцене стала проявляться активность молодых интеллектуалов, в основном - выходцев из академической среды. Эта активность была не столько политической, сколько именно общественной. Эти люди писали статьи, проводили исследования, занимались компаративистикой. Они разумно использовали свой интеллектуальный потенциал. Могла сложиться среда или даже целая сеть сред, но она не сложилась - и не сложилась именно потому, что существовала КПРФ. Эта партия как бревно легло на пути левых в нашей стране и не дала им развиться. Все тыкались в это бревно. Оказывалось, что информационные ресурсы (печатные издания, в первую очередь) принадлежали КПРФ. А там - очень жесткая цензура. А там - очень узкие задачи. Туда приходили люди и предлагали интересные исследования латиноамериканского опыта, идеально приложимые к нашей стране, а там отвечали, что нашей православной стране ничего этого не нужно. Или же говорили: «Все это хорошо, но у нас на носу избирательная кампания, помогите нам лучше с этим». И человек втягивался совсем не в свою упряжку, включался в разработку предвыборной кампании. До этого момента человек находился в процессе интеллектуального развития, а с этого момента началась его эксплуатация накопленных знаний в узкопартийных и довольно примитивных интересах.
До сих пор КПРФ существует как крупнейшая формально левая сила. И пока она существует, она будет постоянно оттягивать на себя всех, кто считает себя левым, перемалывать их и выплевывать. Это особенно четко видно в провинции. Все недовольные ищут оппозиционную власти силу и находят только КПРФ. Вот туда и идут. Но поварившись там некоторое время, они обнаруживают, что это чудовищно тупая, кондовая, антиинтеллектуальная, забюрократизированная донельзя советская контора, которая часто чувствует себя ближе, например, к ФСБ, чем, скажем, к недовольной молодежи. В городе Бийске недавно был скандал, когда выяснилось, что к местным партийным секретарям пришли люди из ФСБ и попросили у них сведения на местных комсомольцев. И секретари тут же выложили все запрошенные сведения. Можно представить какую-нибудь левую организацию на Западе, которая добровольно «стучала» бы на свою молодежь?
Вот этот сумасшедший дом длится до сих пор. А тогда это было выражено еще ярче. В результате среда так и не сложилась. Многие, столкнувшись с кондовостью КПРФ, ушли из политики в частную жизнь. В 1997 году люди, думавшие, что они способны помочь левым, которые до того искренне не понимали, что КПРФ - это консервативная и реакционная сила, наконец, утратили в массе свои иллюзии. Чтобы возникло новое такое поколение, нужно уже больше времени и более мощная пропаганда современных зарубежной левых идей и теорий
Подробнее
здесь