Aug 23, 2006 16:23
Что такое КБЖД?
Это 75 км полусгнивших деревянных шпал и каменных туннелей, построенных с 1902 по...
Нет, я не хочу пересказывать написанное в путеводителях.
Я расскажу свое впечатление.
Для меня КБЖД это заросли крупной спелой никем не съеденной до сих пор малины по обочинам железной дороги.
Это заросли дикой горной черной смородины размером с пятирублевую монету по берегам горных речек, спрыгивающих в Байкал пенистыми водопадами и стекающих бурными стремительными потоками, перескакивая через покрытые изумрудным мхом булыжники.
Это живописнейшие горные ущелья, осыпающиеся обрывами в русла узких извилистых речушек или наоборот с пологими склонами, поросшими березовым лесом, который скатывается к руслу словно повалившийся спичечный забор на изгибе образующий угол белой галочкой, как в школьной тетрадке, поставленной торопливой рукой.
Это отвесные скальные стенки с заметными кое-где крючьями, вбитыми самонадеянными скалолазами, дерзнувшими взойти сюда и об этих попытках теперь напоминают лишь многочисленные миниатюрные таблички с именами и предостерегающими надписями размещенные на особо опасных участках.
Это многочисленные палатки туристов-матрасников, расставленные вдоль ж/д полотна с плотностью как на не очень популярном фестивале на протяжение первых 10-20 км пути.
Это старые деревянные шпалы, по углам покромсанные на щепки для костра топорами ленивых туристов, не желающих отойти за дровами на 50 метров от своей палатки и подняться по склону. Свежие светлые сколы углов потемневших шпал как-то особо убого смотрятся под сводами вековых тоннелей и остро подчеркивают разность взглядов двух поколений - того , которое возвело эти каменные стены и нынешнего, обладающего чисто потребительским взглядом на все окружающие его вещи и природу.
Это парочки, прогуливающиеся по мрачным сырым неосвещенным каменным тоннелям в одних купальных костюмах и резиновых китайских тапочках.
Это иностранцы в яркой одежде на крутых горных велосипедах, преодолевающих с пыхтением километры гравия и шпал и русские экстрималы с брезентовыми палатками и улыбками бодро скачущими на советского производства дорожных великах без амортизаторов, от тоннеля к тоннелю, от мыса к мысу.
Это обед на крыше ремонтируемого тоннеля, приготовленный на таблетках сухого горючего, потому что вчерашний дождь замочил все дрова.
Это резко меняющаяся погода над побережьем, способная за 2 часа вместо яркого солнца пролить на рюкзаки пешеходных исследователей тоннелей тонны воды.
Это «горный» поход за грибами по 30 градусным склонам байкальских берегов, покрытых осыпающимися под ногами хвоинками и густо усыпанных круглыми сосновыми шишками, заставляющих все время терять равновесие и хвататься за тонкие хрупкие редко встречающиеся кусты, пока лезешь за молоденьким «подсосенником», растущим на 15-20 метров выше по склону.
Это вкуснейший грибной суп на асфальте бетонной набережной, сваренный на костре из ненужных плинтусов, выпрошенных у местных обитателей станции какого-то НИИ, занимающихся летним ремонтом своих деревянных изб.
Это утро, начинающееся пробуждением от беспокойно-взбудораженного крика чаек, устроивших «птичий базар» на прибрежных камнях около отвесной 200 метровой стены, служащей им гнездовьем.
Это волны с бешеной силой разбивающиеся о каменные опоры ж/д моста, построенного давным-давно, через который уже много лет не ходят поезда, так как полотно снято.
Это черный закопченный паровоз с оглушающим свистом и мутно-белой высокобьющей струей пара выезжающий из тоннеля, тянущий за собой состав поезда «Байкальский круиз», из окна которого состоятельные туристы осматривают байкальские пейзажи и древние ж/д сооружения.
Это поселки с деревянными домами, огородами, сенокосами, раскинувшиеся в горных ущельях, состоящие из нескольких дворов и не имеющие ни одного магазина.
Это медлительная постоянно опаздывающая и непредсказуемая «Мотаня», снабжающая продуктами эти самые затерявшиеся в глуши поселки, в которые не ведут больше никакие дороги из цивилизации, кроме железной.
Это не удивляющиеся лица местных жителей уже привыкших к виду странных рюкзакастых людей в своих глухих деревнях, они приходят к «Мотане», проезжающей раз в сутки мимо их поселка, чтобы купить 3 пластиковых бутылки пива, 2 пачки дешевых сигарет без фильтра и пару буханок хлеба, запаса, которого им видимо хватает на сутки.
Это несколько оборудованных скамейками, смотровой площадкой и гостиницей мест стоянки круизного поезда.
Это Порт-Байкал с разваливающимися судами на причале, покосившимися избушками на единственной идущей вдоль путей улице и европейскими ценами на проживание в единственной гостинице с семью номерами.
Это шквальный ветер на побережье, продувающий куртку с шерстяным свитером и шерстяную шапку с банданой, от которого невозможно нигде укрыться. Он напоминает о приближающейся осени, которая, видимо, здесь уже бесповоротно наступила.
Это брызгающая во все стороны вода, которую платный даже для пешеходов паром прорезает своим острым носом на пути через волнующийся Байкал в Листвянку.
Это застроенная коттеджами и частными пансионатами несчастная потерявшаяся среди них Листвянка, которую заполонили состоятельные туристы, совсем не подвозящие стопщиков.
Вот такие впечатления оставил у меня неторопливый трехдневный поход по КБЖД, за который вдвоем мы прошагали 75 км шпал.
23.08.2006
Байкал,
туризм