...или чем парадные отличаются от подъездов
Вот уж не думал, что трёхчасовая прогулка заставит меня так потрудиться, готовя этот отчёт.
И по-моему самое время этими зимними днями вернуться в конец июня и в комфортные тбилисские плюс тридцать.
Ниже будет очень много текста и ещё больше фотографий. Я не хотел так сильно перегружать читателей, но мне хотелось максимально полно передать атмосферу этого своеобразного района.
Сололаки, один из красивейших и престижнейших районов Тбилиси, расположен на склонах холмов, за одним из которых, носящем гордое название Сололакский хребет, раскинулась долина, когда-то называвшаяся Инжировой. Сейчас здесь расположен Тбилисский Ботанический сад, ставший таковым 1 мая 1845 года по указу наместника Государя императора на Кавказе.
Но и до этой знаменательной даты Инжировая долина в течение долгого времени славилась своими чудесными садами, не в последнюю очередь благодаря проложенному от села Коджори акведуку, который орошал это уникальное по своей природе место. Упоминание об акведуке встречается уже в источниках времен исламского государственного образования, существовавшего под эгидой Арабского халифата в Восточной Грузии с 736 по 1122 годы.
Что касается самого акведука, то от него, кроме названия, увы, практически ничего не осталось. Только в каньоне к западу от Ботанического сада все еще можно встретить немногочисленные остатки этого, некогда довольно значительного, надо полагать, сооружения.
(с) Фото Антона Грачёва
Все остальные фото мои.
Сололакский канал существовал еще в XIX веке, причем вода его была платная и стоила 1 серебряный рубль за час полива. Сады Сионского собора поливались 4 часа в недели, сады князей Мухранских -12 часов в неделю. Со временем сады застроились домами и от них почти ничего не осталось.
Заканчиваю краткий экскурс в историю, но из всего описанного, полагаю, понятно, что земля была дорогая, место очень престижное и селиться тут предпочитали аристократы и богатые торговцы. И именно обитатели района создали ту неповторимую атмосферу которая сохранилась до сих пор - в других районах тоже можно встретить интересные дома и парадные, но только в Сололаки невозможно встретить одинаковых кованных перил или лепнины на фасаде - разбогатевшие торговцы желали иметь уникальное жилище и старались перещеголять соседей.
Мне повезло в эту поездку в Тбилиси лично познакомится с Анной
elet1 - фотографом, любителем и ценителем старой тбилисской архитектуры, а так же попасть на одну из тематических прогулок которые Анна регулярно совершает в разных районах Тбилиси и на которые берёт с собой особо приближённых интересующихся.
Этот рассказ как раз о нашей совместной прогулке по Сололаки.
Дом на фото ниже был одним из первых на нашем пути и он преподнёс нам совсем незапланированный сюрприз.
Это довольно типичный дом для района. Изначально он был двухэтажный - третий этаж, как нетрудно заметить, был надстроен позже.
Домовладельцы, кстати, не любили проходить мимо денег - на втором этаже жил хозяин дома со своей семьёй, а первый этаж сдавался внаём. При этом демократичность домовладельцев не распространялась даже на то, что бы пользоваться одной парадной со своими жильцами. Тут видно две входных двери - левая для жильцов и через неё можно войти только на первый этаж, а правая дверь хозяйская и за ней парадная с лестницей на второй этаж
Кованные опоры балкона и фонарь над входом
Есть распространённая байка как можно отличить москвича от питерца по использованию слов батон-булка, бордюр-поребрик, подъезд-парадное. Всё остальное оставим в стороне, а вот на подъезде-парадном я хочу остановится. Мне-москвичу раньше эта игра слов казалась милой лингвистико-географической особенностью - ну называют там, в Питере, подъезд парадным и пусть, суть от названия не меняется - дверь, лестница, лифт, почтовые ящики, запах.. такой подъездный. И при этом я совершенно сознательно называю сололакские подъезды парадными, так как подъездами их язык назвать не поворачивается. Лепнина, расписные потолки и стены, камины, мраморные лестницы - люди из помещения которое служило просто для входа-выхода в жилые комнаты умудрялись сделать произведение исскуства.
И мы как раз рассматривали расписной потолок через выбитые окошки на входной двери когда из этой двери вышла женщина живущая в этом доме и пустила нас внутрь поснимать росписи.
Это потолок
Лепные Львы перед лестницей.
А это лестница. В Сололаки каждая лестница уникальна - всё делалось на заказ и в единственном экземпляре.
А вот камин. Я, правда, с трудом представляю как с его помощью можно было нагреть такое объёмное помещение случись серьёзные морозы, но камин есть - факт и раньше функционировал пока не заложили.
То, что мы попали в это парадное это было, конечно, приятно, но впереди у нас было запланированно ещё много парадных, а вот дальше нас ждала ещё большая неожиданность - щёлканье затворов и блеск вспышек привлёкли внимание хозяйки квартиры на втором этаже и она вышла нас поспрашивать - кто мы? откуда? что делаем?, а потом пригласила нас к себе.
Это был шок!!!
Дому сто или чуть больше лет - весь район застроен в конце 19 - начале 20 веков. Этот дом совершенно точно построен ещё при царе. Потом революция, независимость, советизация, гражданская война, коллективизация, репрессии, война 41-45гг, смерть Сталина, 20 съезд, реабилитация репрессированных, Хрущёв, кукуруза, Брежнев, Горбачёв, перестройка, развал СССР, ещё одна гражданская война - уже чисто грузинская, Гамсахурдия, Шеварнадзе, Саакашвили, опять война - уже восьмого года. Хозяева дома или уехали в эмиграцию, или сгинули во время перехода власти, или были расстреляны позже.
Столько событий прошло, а этих комнатах время замерло. Люди рождались, росли, жили тут и умирали, а всё вокруг оставалось таким же - как при владельцах дома.
Потолок.
Никакого пластика и пенопласта. Вставки из настоящего малахита.
Огромную залу разделили перегородкой на две, видимо очень давно, но и перегородку постарались оформить в стиле окружающего интерьера.
Такое ощущение, что и большая часть обстановки тоже осталась от тех времён. Рояль то уж точно.
Вторая комната, очень небольшая, оформлена в псевдомавританском стиле.
Аня
elet1 беседует с хозяйкой квартиры. Хозяйка жалуется, что всё ветшает, что денег на ремонт нет, что мэрия не помогает. На самом деле у мэрии есть программа по ремонту домов. По этой программе мэрия оплачивает 70% стоимости ремонта, а жильцы дома оставшиеся 30% (цифры не на 100% верные, но порядок примерно такой), но это всё-равно десятки тысяч долларов - у жильцов таких денег нет.
Прощаемся с гостеприимной квартирой. Дверная ручка на память.
Следующая парадная. В холле росписи нет, но зато какая лепнина!
А расписаны тут лестницы и лестничные клетки.
Лестничные пролёты снизу
Потолок над лестницей
И стены.
Выходим и идём дальше
Старый дом на переднем плане, левее советское серо-квадратное убожество и ещё левее современная новостройка.
Многие компании-застройщики при застройке участков в Сололаки стараются, что бы их дома не выбивались из окружающей архитектурной среды, а по возможности органично туда вписывались. У кого то получается лучше, у кого то хуже, но старание безусловно похвальное.
Когда этот домик показался из-за угла, то у меня сразу в голове появилась мысль: "Шииииииир!!! Хоббиты!!!"
Стена дома которой не видно.
Очередная парадная. В плачевном состоянии.
А вот эта парадная после ремонта.
Следующий дом, следующая лестница. Тут отделка деревом, что не типично.
У этого дома над окнами суры из Корана.
Состояние дома видно. Если в самое ближайшее время его не начнут реконструировать (что маловероятно), то ещё год-два и он разрушится сам.
Тут в форточке видна заслонка для трубы печки-буржуйки. Ещё совсем недавно почти все дома отапливалась зимой подобным образом.
Большинство парадных находится в таком плачевном состоянии.
Малый бизнесс. Скорее даже микроскопический.
Ещё одно парадное с камином.
Многие парадные освещались вот таким естественным способом - через стеклянную крышу над лестницей.
В начале 90х годов в Тбилиси были волнения, в городе были танки и эти танки стреляли. Такие стеклянные крыши от выстрелов осыпались, а потом дожди и перепады температур разрушали или сильно повреждали оформление парадных.
А этот дом называется "Дом с чёртиком"
Несколько перекрёстков.
В этой парадной победил советский ЖЭК. Вся настенная роспись уничтожена в лучших традициях советско-больнично-жековского стиля - белые стены и синий низ.
Хорошо, хоть лестница осталась.
Роспись осталась только на потолке
Это парадное не закрывается. И этих надписей ещё за неделю до нашей сьёмки не было.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу передать пламенный привет тбилисским гопникам!
Дома как мамонты - живут долго, но рано или поздно умирают, особенно если их совсем забросить.
А это моё "ФИ!!!" тбилисской мэрии. Известно, что при Саакашвили, фирменным стилем при строительстве стали неправильные формы и много стекла. Это недавно построенная больница в Сололаки. И если где то подобные архитектурные формы смотрятся смело, органично и даже что-то там символизируют собой, то тут, на мой взгляд, это совсем неуместно, не вписывается в окружающую застройку и выглядит как бельмо на глазу.
Ещё один знаменательный дом.
В этой квартире три года с 1900 по 1903 жил Николай Гумилёв и хотя воображение рисует маститого поэта сидящего в кресле на балконе, взиравшего сверху на городскую суету и творившего, на самом деле во время проживания тут Гумилёву было от 14 до 17 лет. Но он не только носился по садам и занимался другими вещами присущими его возрасту, в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал из городов…».
Ещё одна парадная.
Можно подумать, что мы вот так свободно гуляли по улицам и заходили куда вздумается. Это не так. Почти все парадные закрыты - открытые очень быстро превращаются в уличные туалеты и выставки графити на стенах . И только благодаря нашей проводнице
elet1 мы попадали внутрь. Технология везде разная - где-то надо ждать пока кто-нибудь будет входить или выходить, где-то надо обойти дом - с другой стороны на балконе четвёртого этажа будет сидеть дедушка и читать газету, надо докричаться до него и тогда он спустится и откроет дверь, где-то постучаться в заветное окошко. Анна со своим фотоаппаратом и спутниками тут частый гость - её знают и ей доверяют.
Тут силам зла не удалось до конца победить прекрасное. Когда пришли маляры из жилконторы жители встали на защиту росписи. Совсем спасти не удалось - орнаментная часть была закрашена, но удалось отстоять картины.
Это первый и пока единственный раз когда я почуствовал, что возможностей моего объектива недостаточно - тут, конечно, нужен широкаугольный.
Вместе со всеми мне остаётся только порадоваться за Ашота.
Недавний юбиляр.
Тут другая напасть. Картины наоборот попытались сохранить и покрыли лаком. И если на потолке роспись под лаком в относительной безопасности и пока в хорошем состоянии,
то на стенах лак стал разъедать краску - картины пошли пятнами и стали темнеть.
Стеклянная крыша над лестницей
Фирма купившая или снявшая тут квартиру себе под офис, повесила камеру, поставила железную дверь и покрасила корридор в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Заканчивается наша прогулка, мы идём в кафе выпить кофе, съесть мороженного, поделиться впечатлениями и расстаться.
Хочу ещё раз поблагодарить Анну и понадеяться, что это не последняя наша совместная прогулка))