«ЦЕНА» Артура Миллера
постановка Леонида Хейфеца, театр им. Маяковского
Необыкновенно уютный и тёплый спектакль. Обаяние старого театра, когда он живой. На самом деле, в ностальгии именно по такому театру консервативная часть театральной публики заклинает режиссёров ставить «как написано» и штурмует какой-нибудь Малый театр, выходя оттуда, как правило, разочарованной. Но уютный мир постановки Леонида Хейфеца согреет не только поклонников традиционного актёрского театра - кажется, его тепла хватит и на тёртого критика, и просто на искушённого зрителя.
Как ни прекрасны декорации (здесь кажется уместным и это понятие старинного театра, вместе с ним уходящее в прошлое) Владимира Арефьева, как ни великолепен Ефим Байковский в роли старого еврея-оценщика Соломона, которому спектакль обязан львиной долей своего обаяния, всё же секрет успеха не только в старомодности. Хотя
так чудесно бывает перелистать толстый роман, поплутать по жизни вымышленных персонажей, часами пропадая в их мире, но на сцене не призраки прошлого и не сказочные герои: этих людей и тебя не разделяет ничего, кроме линии рампы. В обстановке семейного уюта, в плотном окружении символов этого уюта (ради чего даже пролетарски-красные перекрытия Малой сцены Маяковки закрыли от зрителя нависшими над зрительскими головами стульями) жизнь обнажает свои жернова, заставляя человека снова и снова делать выбор и осознавать его.
О чём этот спектакль? Да много о чём. О том, что жизнь прожить не поле перейти, что это серьёзно. О том, как трудно сделать правильный выбор и как трудно простить потом - и неудачу, и особенно успех. Прекрасная традиционность этой постановки ещё и в том, что над ней не реет знамя режиссёрской концепции. У каждой стороны здесь своя правда, и ни один персонаж не подыгрывает другому, намекая нам на его правоту или неправоту.
Два брата. Один сделал блестящую карьеру и стал преуспевающим хирургом, а другой, подававший тоже большие надежды, бросил учёбу, чтобы заботиться об отце, который, как выясняется, вполне мог обойтись и без этой жертвы. Без малого тридцать лет, целую жизнь Вик (Александр Андриенко) утешал себя тем, что не зря отказался от карьеры врача; что у него есть что-то большее, чем у его преуспевшего брата Уолтера (Виктор Запорожский). Но когда тот является к нему с извинениями и распростёртыми объятьями, оказывается, что легче отказаться от прощения, чем от обиды, отказаться от заслуженной награды, чем разделить её с работником последнего часа.
В отличие от
Сиротливого Запада Макдонаха здесь братья расстаются, не примирившись; каждый уносит свою обиду с собой. Но то, что их уход переживается нами как поражение, а не как победа, обнадёживает: может быть, случись нам оказаться на их месте, мы уже не остановимся на полпути.
И моя специальная маркировка: идеален для семейного просмотра:)
Фотографии взяты с
сайта театра.