«НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ»
Автор и исполнитель Войчех Земильский
Театр «Studio», Варшава
Строго говоря, это называется читкой. Вышел симпатичный поляк, сел за пюпитр и прочитал профессионально-монотонно некий рассказ, осмысляющий факт его биографии. Для российского зрителя от присутствия актёра осталось и того меньше - русский перевод монолога протяжённостью в 50 минут нужно было успевать своевременно считывать со стены. Сигналом к передышке служили редкие моменты оборота актёра на экран, где отображались то строки его рассказа, записанные каллиграфически-правильным почерком школьных прописей, то фотографии, то видеоролики, дополнявшие тему.
А тема такая: откуда есть пошла жизнь человеческая? Где она начинается, где заканчивается, где соприкасается с жизнью других людей и переливается в неё? «Рассказ» Войчеха Земильского складывается из честных попыток внука освоиться с открывшимся в какой-то момент фактом сотрудничества его дедушки, известного и уважаемого в Польше аристократа Войчеха Дзедушицкого, с советской службой госбезопасности. Каждая новая попытка начинается с новой версии начала этой истории. «Всё началось с…» звучит от начала до конца спектакля, до последней минуты. Однако поиск первопричины или просто отправной точки повествования ни к чему не приводит: такой точкой, как оказывается, может служить абсолютно любой момент. Всё одинаково важно или одинаково ничтожно. Человеку нужно сложить связную картинку у себя в голове. Но очередная попытка вывести формулу человека путём систематической деконструкции (благодаря чему, видимо, польский перформанс и оказался желанным гостем в подвале Театра.doc, специализирующегося на новой драме вообще и на вербатиме в особенности) также не дала желаемых результатов. Жизнь снова и снова выскальзывает из слов и веет где хочет. Даже раздетый донага и обезображенный (ролик с участием обнажённой девушки, облепившей своё тело предметами вроде зубной пасты, и рассказывающей о себе через них; другой ролик, в котором обнажённая женщина изучает своё тело, собирая его в складочки, растягивая в разные стороны и т.д.), даже художественно-обезглавленный (ролик, где актёр ходит на четвереньках и на руках, обёрнутых куском материи, как будто, начав снимать длинную юбку через голову, передумали, встали на руки и остались жить так; в какой-то момент руки начинают восприниматься как ноги, и наоборот, а головы на месте не оказывается), человек всё равно остался тайной. Так что, либо согласиться жить с непознаваемой тайной внутри, либо идти в «анатомичку». Впрочем, «новая драма» едва ли согласится с таким выводом и наверняка будет продолжать расчленёнку свои поиски.
Не скажу, что было скучно; не было. Но для меня самый эмоциональный момент всей этой истории наступил после спектакля, когда, выбрасывая билет, я кинула прощальный взгляд на цену: оказалось, этот «небольшой рассказ» обошёлся мне дороже блокбастера Варликовского.